Слайд 1РОДИТЕЛЬСКОЕ собрание
ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД
Подготовила: педагог-психолог А.Ермекова
Слайд 2Согласно статистике:
На 18 мая 2015 года, по имеющимся данным ИС ЕРДР
(информационная система «Единый реестр досудебных расследований»), в РК 73 несовершеннолетних совершили суицид.
По информации отчета формы №2-ЗС в 2013 году было зафиксировано 292 случая суицида среди несовершеннолетних, также, за прошедший 2014 год - 192. Таким образом, в минувшем году отмечается понижение соответствующих данных.
За прошедший период 2015 года в Казахстане было зафиксировано 73 факта гибели детей по причине самоубийства.
Слайд 3Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в
семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь
матери,
уход из семьи отца.
Слайд 4Причинами покушения на самоубийство могут быть:
1. Депрессия, вызванная потерей объекта
любви;
2. Бытовое насилие;
3. Душевная болезнь;
4. Чувство вины и (или) страха
и враждебности
Слайд 5Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь
внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.
Слайд 6Поднимая на себя руку, ребенок
прибегает к последнему аргументу в
споре с родителями. Он нередко
представляет себе смерть как некое
временное состояние: он очнется и
снова будет жить. Совершенно искренне
желая умереть в невыносимой для него
ситуации, он в действительности хочет
лишь наладить отношения с окружающими.
Здесь нет попытки шантажа, но есть
наивная вера: пусть хотя бы его смерть
образумит родителей, тогда окончатся
все беды, и они снова заживут в мире и
согласии.
Слайд 7Что же происходит с
родителями, если
собственный ребенок
не может
их дозваться?
Отчего они так глухи,
что сыну пришлось лезть
в петлю, чтобы они
услышали его крик о
помощи?
Слайд 8Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными
без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать
ребенка.
Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить.
Они при этом не думают, что
безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Слайд 9Родителям следует помнить:
если скандал уже разгорелся,
нужно остановиться, заставить
себя замолчать, сознавая свою
правоту. В состоянии аффекта
подросток крайне
импульсивен
и агрессивен. Любой попавший
под руку острый предмет,
лекарство в вашей аптечке,
подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Слайд 10Если ребенок серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно
об этом
нетрудно догадаться по ряду
характерных признаков, которые можно разделить на
3 группы:
словесные
поведенческие
ситуационные
Слайд 11Словесные признаки:
Он или она могут:
1. Прямо и явно говорить о
смерти:
“Я собираюсь покончить с собой”;
“Я не могу так
дальше жить”.
2. Косвенно намекать о своем намерении:
“Я больше не буду ни для кого проблемой”;
“Тебе больше не придется обо мне
волноваться”.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность
вопросами смерти.
Слайд 12Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно
приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать
радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть слишком мало или слишком много;
– во сне — спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде — стать неряшливым;
– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Слайд 13
Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
Социально изолирован
(не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя
отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье —
в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм —
личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Слайд 14Если замечена склонность ребенка к самоубийству, следующие советы помогут изменить
ситуацию.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Слайд 153. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные
трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек,
не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о
самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Слайд 16Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и
определить степень риска в данной ситуации:
Похоже, у тебя что-то стряслось.
Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Слайд 18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.
Кравченко А.И.
Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.
Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьника. - №3. – 2002.