Слайд 1«Арт-терапия как метод психопрофилактики эмоционально-волевой
сферы воспитанников санаторной школы-интерната»
Автор работы:
Емельянова Екатерина Евгеньевна
9 класс санаторная школа-интернат
г. Красного Сулина
Руководитель:
Пожидаева Людмила Александровна — директор
Научный руководитель:
Калинина Ольга Васильевна
педагог-психолог
Слайд 2Психическое здоровье детей и подростков – актуальная проблема образования. Психически
здоровый человек эмоционально устойчивый, уравновешенный, умеющий переносить эмоционально негативные переживания,
необидчивый, терпеливый, жизнерадостный, оптимистичный.
Слайд 3Основными критериями оценки психологического здоровья являются:
позитивное восприятие окружающего мира;
умение
осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения;
наличие стремления
улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий.
Слайд 4В санаторной школе-интернате проходят обучение и оздоровление дети с ослабленным
здоровьем, основной диагноз – сколиоз. По результатам мониторинга психического состояния
ежегодно около 30% воспитанников имеют отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы: высокую тревожность, низкую самооценку, повышенную агрессивность, склонность у аффектам.
Слайд 5В качестве коррекции был выбран метод арт-терапии, как один из
наиболее гибких методов психотерапевтической работы с детьми.
Цель исследования: изучение преимущества метода арт-терапии в психопрофилактике и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников 5-6 классов санаторной школы-интерната.
1) изучение истории возникновения метода арт-терапии в психотерапии и его значение в психопрофилактике; 2) обобщение опыта психопрофилактической и коррекционной работы.
Объект исследования: воспитанники 5-6 классов. Предмет исследования:
арт-терапия — работа с рисунками. Гипотеза исследования: в результате занятий арт-терапией снижается тревожность, агрессивность, повышается самооценка, появляется чувство удовлетворения, которое возникает в результате скрытых талантов и их развития.
Слайд 7Первым термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл при описании
своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В 1964 году
он основал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов и стал ее первым президентом. Примерно в то же время, как Хилл и Адомсон, Маргарет Наумбург, психолог из США, также начала использовать термин «арт-терапия», чтобы описать свою работу.
Арт-терапия – это форма психотерапии, специализирующаяся на искусстве, в первую очередь на изобразительном.
Слайд 8В 1994 году Британская ассоциация арт-терапевтов описала арт-терапию и выделила
ее преимущества среди других методов. Они состоят в следующем:
в
арт-терапии нет оценок, терапевт не учит рисованию и не комментирует красоту и правильность выполнения;
после выполнения работы дети испытывают радость от результатов своей деятельности, чувство удовлетворения («я смог это сделать»).
Слайд 9Выбор метода арт-терапии в профилактической и коррекционно-развивающей работе с воспитанниками
санаторной школы-интерната объясняется эффективностью его воздействия на психику детей и
подростков. Это заключается в следующем:
арт-терапия способствует раскрытию эмоций и чувств, которые связаны с большой потерей (детские страхи, травмы, насилие, гибель близких людей) и необходимы для дальнейшего анализа и избавления человека от их последствий;
помогает достичь наивысшей ступени доверия. Когда ребенок отражает чувства на бумаге, ему спокойнее и легче донести свои эмоции, нежели подбирать слова, пытаясь объяснить суть проблемы.
Слайд 10Арт-терапия повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе,
снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с
обучением. Это очень важно для наших воспитанников, особенно для пятиклассников, так им приходится адаптироваться одновременно к новым условиям обучения и проживания.
Слайд 11Цвет является символом религии. Так в христианстве красный — цвет
христианской крови.
Зеленый цвет — символ ислама. В христианстве связан
с молодостью, юностью. В традиционных культурах означал коварство.
Черный цвет сочетался в христианстве с грехом. Считается цветом дъявола.
Коричневый цвет символизировал нищету и безнадежность. Белый цвет означал откровение, прощение. Золотой — славу. Желтый цвет связан с буддизмом.
Слайд 12Психика человека реагирует на цвет определенным образом. Красный цвет возбуждает
нервную систему, активизирует все функции организма, повышает кровяное давление. Желтый
— тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность. Зеленый — успокаивает, снимает напряжение. Его используют при лечении астмы. Синий цвет успокаивает. В целях профилактики ранней сексуальности у мальчиков делают голубые комнаты. Синим цветом лечат.
Слайд 13В психотерапии цвет используется в целях коррекции поведенческих особенностей личности,
акцентуаций характера в детском и подростковом
возрасте.
Слайд 14На занятии изотерапией используются: гуашь, акварель, воск, сыпучие материалы.
Кроме изотерапии
в работе используются : сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная
терапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии .
Слайд 15Основные техники, используемые в работе с воспитанниками:
1) акварельные
техники: веселые брызги, рисуем по сырому листу;
Слайд 162) рисуем гуашью: рисуем воском, рисуем с помощью горящей свечи,
рисование на смятом листе;
3) работа на стекле, пластике: монотипия
4) работа с сыпучими материалами: мандала 5)рисуем руками, рисуем на руках.
Слайд 17Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут
быть психологические травмы, кризисные состояния, внутри и межличностные конфликты, постстрессовые
невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы
Слайд 18Арт-терапия помогает развивать у наших воспитанников креативность мышления, формировать целостность
личности и позволяет через творчество обнаружить личностные смыслы.
Слайд 19После занятий можно заметить как стабилизируется эмоциональное состояние у тревожных
и агрессивных детей, снимается психическое напряжение. Каждый участник испытывает чувство
удовлетворения («Я смог это сделать»).
Слайд 20Выводы: использование арт-терапии в психопрофилактике и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников
способствует:
осознанию наличия разных эмоциональных состояний и умения выражать свои эмоции
и чувства;
развивает способности экспериментировать с разными художественными материалами, что в свою очередь укрепляет межполушарные связи;
с помощью арт-терапии мы имеем дополнительную возможность развития психологических основ личности.
Слайд 21Заключение
Изобразительная и творческая деятельность настолько благотворно влияет на ребенка, что
в детской психологии появилось целое направление — арт-терапия. Этот метод
наиболее часто применяется в коррекционной работе с воспитанниками санаторной школы-интерната
Слайд 22Подводя итоги можно отметить следующее:
арт-терапия дает положительные результаты в
коррекции психоэмоционального состояния (примерно на 2% снижается тревожность, агрессивность);
у воспитанников
возрастает собственная значимость, происходит осмысление самого себя, (повышается самооценка у 50%);
воспитанники проявляют инициативу, желание продолжать заниматься.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том что, арт-терапия оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние воспитанников санаторной школы-интерната, помогает адаптироваться в новых условиях обучения, раскрывает их творческие способности.