Слайд 1Проблема
тревожности и страхов
Что такое?
Что с этим делать?
Рекомендации родителям
Слайд 2Понятия
Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.
Тревожность —
индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым
поводам.
Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.
Слайд 3Портрет тревожного ребенка.
Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность,
иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области
лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Слайд 4Портрет тревожного ребенка.
Признаки тревожности:
1. Не может долго работать, не уставая.
2.
Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.
Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Слайд 5Причины тревожности:
Противоречивые требования, предъявляемые родителями, школой (детским садом).
Неадекватными требованиями (чаще
всего завышенными).
Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое
положение.
Высокий уровень тревожности взрослых, окружающих ребенка
Неудовлетворённость родителей своей работой, жилищными условиями, материальным положением.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье
Стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми
Тревожность окружающих взрослых.
Слайд 6Как помочь тревожному ребенку?
Повышение самооценки
Работа с родителями тревожного ребенка
Обучение детей
умению управлять своим поведением.
Снятие мышечного напряжения.
Слайд 7Действия воспитателя
не привлекать тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
не подгонять тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать
им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);
хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;
не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);
использовать в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку;
попросить ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.
Слайд 8Профилактика тревожности (рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет
других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много
ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!").
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Слайд 9Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте
состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка
с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Слайд 11Понятие страха
Страх — это эмоция, поднимающая в ситуациях угрозы биологическому
или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или
изображаемой опасности. В самом общем виде страх возникает в ответ на появление угрожающего стимула. Источник: http://reftrend.ru/146822.html
Современная психология делит 29 страхов на следующие виды:
навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.
Слайд 13Ранняя диагностика страхов
М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»,
методика А.И. Захарова
«Мои страхи»,
опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
опросник П. Бейкер и М. Алворд,
методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускаса,
диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
Источник: http://reftrend.ru/146822.html
Слайд 14 Наиболее частые возрастные детские страхи дошкольного возраста:
Возрастные страхи
(не
требующие коррекции)
громкие, неизвестные звуки
- большие или быстро движущиеся объекты
-
разлука с родителями
- незнакомые люди
- засыпание и сон
- изменения в окружающей обстановке (перестановка, переезд..)
- плохая погода (гром, молния, сильный ветер..)
Факторы
приобретенных страхов ребенка:
Родительское запугивание
Недостаточно полное понимание речи
Травмирующее событие
Конфликты в семье
быть внимательным и уважительно относиться к его чувствам и эмоциям, давать столь важную для него безусловную поддержку в трудный момент
Слайд 15Что делать с детскими страхами?
Сопереживать его страхам.
рассказать вам о
своем страхе, как можно более подробно.
можно нарисовать, подробно проговаривая
и обсуждая каждую деталь рисунка, сочиняя про него историю со счастливым и добрым концом
Приемы и сказкотерапии— обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку.
2. Игры как «прятки», «жмурки», «догонялки» помогают ребенку научиться воспринимать темноту, неожиданность, погоню не только как элемент опасности, но и как игру и забаву. Очень хорошо поиграть с малышом в ролевые игры, где он будет сильным и смелым и поучит маленького зайчика или куколку, как перестать бояться чего-либо.
3. Проконсультируйтесь у специалиста! Если же вы заметили, что страх стал для вашего малыша очень серьезной проблемой, имеются симптомы как учащенное сердцебиение, озноб, жар, потливость, паника могут быть признаками невроза или другого серьезного заболевания.