Слайд 1Подготовила педагог-психолог БОУСОШ №2
Пахомова
Ольга Николаевна
Профилактика суицидального поведения в условиях образовательного учреждения
Слайд 2Суицид –осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих
ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Слайд 3Факторы суицидального поведения
Внешние: острые психотравмирующие, стрессовые ситуации и обстоятельства, которые
подталкивают человека к роковому решению (горе, разлука, вина, несчастная любовь,
соматические заболевания и уродства и т.д.).
Внутренние: психологические особенности личности, способствующие развитию суицидальных мыслей и намерений (эмоциональная нестабильность, астеничность, аффективность, конформизм, душевная боль, инфантильность, дефекты целеполагания и целедостижения, низкий самоконтроль и низкая стрессовая толерантность, трудность волевых усилий).
Слайд 4Виды суицидального поведения
психически нормальных людей
демонстративно-шантажное (когда целью попытки
является не уход из жизни, а привлечение внимания к своим
проблемам),
аффективное (попытка убить себя в состоянии аффекта),
альтруистическое (суицид-самопожертвование во имя какой-то значимой идеи, группы, человека),
истинное (цель попытки – уход из жизни под воздействием тяжелых жизненных обстоятельств).
Слайд 5НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Потери
Разрыв романтических отношений
Смерть любимого человека
Смерть
домашнего животного
Потеря «лица»
Развод родителей
Потеря работы
Слайд 6НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Давления
Давление в школе
Давление со стороны сверстников
Давление родителей
Низкая самооценка
Физическая непривлекательность.
Ощущение «второсортности»
Сексуальность
Одежда
Физическое бессилие
Неуспешность в учебе
Слайд 7НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Недостаток общения
Бесперспективность и безнадежность
Слайд 8Характерные черты подросткового суицида
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в
сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне
значимый , вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле;
суицидное поведение демонстративно;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
средства самоубийства выбраны неумело.
Слайд 9Признаки суицидального риска
Признаки замышляемого суицида
Наличие опыта самоубийства в прошлом
Объективная
тяжесть жизненных обстоятельств
Снижение ресурсов личности
Слайд 10Виды профилактики суицидального поведения
(по последовательности)
Первичная диагностика и профилактика направлены
на выявление, формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют
либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития.
Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики
Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась).
Слайд 11Виды профилактики суицидального поведения
(по содержанию)
специализированные психиатрические: терапевтические (медикаментозные и
немедикаментозные)
общемедицинские: лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий (осложнений) совершенной
суицидальной попытки;
общемедицинские: лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий (осложнений) совершенной суицидальной попытки;
информационно-обучающие: мероприятия, направленные на распространение знаний (в частности в средствах массовой информации) об особенностях генеза и формирования аутоагрессивного (суицидального) поведения, способах «самопомощи»
психолого-педагогические: мероприятия, направленные на предупреждение антивитальных переживаний и суицидальных мыслей при столкновении с жизненными трудностями, воспитание жизнестойкости личности.
Слайд 12Требования к профилактике суицидального поведения в условиях образовательного учреждения
Содержание
диагностического и профилактического материала не должно носить «агитационный» характер.
Методика выявления
суицидальной предрасположенности должна разрабатываться с учетом психологических, гендерных и возрастных особенностей детей, подростков, молодежи.
Одним из условий разработки методики диагностики и профилактики должно быть понимание того, что суицидальное поведение формируется под воздействием двух видов факторов: социопсихологические, особенности личности, и неблагоприятная жизненная среда.
Слайд 13Признаки реализации суицидальных тенденций:
Сужение всей сферы психической жизни.
Переключение агрессии
на собственную личность.
Фантазии на тему смерти.
Поиск средств покончить с собой.
Чувство горькой печали.
Раздражительность.
Замкнутость, обидчивость.
Нарушение режима дня, плохой аппетит.
Немотивированные поступки.
Слайд 14Формирование жизнестойкости личности
Развитые волевые качества.
Функциональная грамотность, социальная компетентность.
Постоянное стремление к
саморазвитию.
Развитые навыки целеполагания и целедостижения.
Адекватный уровень самооценки, личностной тревожности, агрессивности.
Высокий
уровень самоконтроля, способности к саморефлексии.
Развитые коммуникативные способности, отсутствие барьеров общения.