Слайд 1Психолого-педагогическая диагностика
Слайд 2План
1. Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики.
2. Задачи школьной психодиагностики.
3. Типы данных,
используемые в психолого-педагогической диагностике.
4. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.
Слайд 3Нужен психолог-психодиагност
Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое
просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит от того,
насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Опытный учитель в ходе повседневной работы с детьми умеет приближенно определить эти особенности «на глазок» - в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и тем более начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих особенностей сегодня не обойтись без помощи психолога-психодиагноста.
Слайд 4И поэтому:
На сегодня все учителя-предметники должны уметь самостоятельно использовать методы
тестирования, в частности, для объективного контроля знаний и умений учащихся.
Не использовать метод «на глазок»!
Слайд 5Задачи:
1. психолого-педагогические
2. психологические
1.психолого-педагогические ( цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию )
2.психологические (задачи, которые преимущественно и приходится решать школьному психологу )
Слайд 6Образовательная и воспитательная деятельности
К предмету образовательной деятельности школы
можно отнести формирование следующих психических свойств и функций:
- познавательные способности;
-
знания, умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам;
- систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.
Слайд 7К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств:
-
характера, воли и целеустремленности;
- социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации
личности;
- подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.
Слайд 8Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике
L-данные (Life record data)
, полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате
наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:
- оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;
- необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
- ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.
Слайд 9Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов
самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень),
16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:
- познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов);
- мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону «социальной желательности»).
Слайд 10T-данные (Objective test data) – данные объективных тестов.
По Р.Б.
Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:
тесты способностей (интеллектуальная
функция, знания, способности и т.д.);
тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.);
тесты на восприятие;
опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.);
мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.);
эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.);
проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят;
ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях – индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);
игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.);
физические тесты (антропометрические);
случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.).
Слайд 11Методы психолого-педагогического исследования
Слайд 12Наблюдение
Это целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть
непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на
информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.
Классификация видов наблюдения:
- по времени проведения: непрерывные и дискретные;
- по объему: широкие и узкоспециальные;
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Слайд 13Опрос
Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в
виде письменного или анкетного опроса.
Применение бесед и интервью требует от
исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.
Слайд 14Эксперимент
Эксперимент – научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений
в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Слайд 15Виды экспериментов
Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое
явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает
и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.
Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.
Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.