Слайд 1Правила технологии
оценки учебных успехов
«Школа 2100»
А.А. Леонтьев
« Больше оценок, меньше
отметок»
Психологическая комфортность
- Мотивация успешности.
Слайд 2Проблемы…
Новые развивающие личностно – ориентированные цели проверяются старыми контрольно –
измерительными материалами.
Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
5
бальные отметки не отражают всё разнообразие качественных оценок.
Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников.
Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.
Слайд 3Цель новой технологии
Обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно
– ориентированной образовательной системы
« Школа 2100»
Слайд 4Задачи новой технологии
Определить, как ученик овладевает умениями по использованию
знаний
Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий,
контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки
Сориентировать ученика на успех, создать комфортную для учёбы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Слайд 5Правила технологии учебных успехов
1 правило
Отличие отметки и оценки
Оценивается любое, особенно успешное действие. Оценка – это словесная характеристика
результатов действия ( «молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому, что…»
Оценку можно давать любому действию ученика ( особенно успешному);удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный ответ
Отметка –
Это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые или знаковые шкалы )
Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения, получал и представил результат.
Слайд 6Оценивается любое успешное действие
отлично
( у меня все получилось)
хорошо ( есть недочеты)
плохо ( у меня не получилось)
Слайд 7Оцениваем по критериям
. Рассказ должен быть:
логичным
последовательным
умение заинтересовать.
По данным критериям дети
дают словесную оценку.
Слайд 8Оценочная деятельность в устной форме
Как ты думаешь, прав ли…? Почему
ты так считаешь?
Можно ли считать ответ верным? Полным?
Чтобы ты еще
добавил к ответу… (убрал)?
Что является главным в ответе?
Что можно оценить?
Какие качества можно выделить?
Слайд 9Оценочная деятельность в письменной форме
Выдели удачную…
Подчеркни правильную…
Проверь по образцу. Как
бы ты оценил работу Петрушки? Почему?
Что прежде всего бы ты
оценил, выполняя данную работу? Или
Что можно будет оценить, выполняя данное задание?
Какие качества ты мог бы оценить сейчас у себя при работе над…?
Слайд 10Оценивание до начала работы
Трудно ли для тебя это задание, в
чем именно его трудность?
Как ты будешь выполнять это задание?
Что будешь
учитывать? С чего начинаешь?
Из каких этапов будет состоять эта работа?
Как ты сможешь себя проверить?
Для чего нужны такие задания, где они пригодятся?
Слайд 11Оценивание по ходу работы
Как ты сейчас работаешь?
Что учитываешь?
На каком этапе
находишься?
Как можешь себя проверить?
Есть ли другие способы решения этой задачи?
Слайд 12Оценивание по окончанию работы
Трудным ли было это задание?
В чем его
трудность?
Успешно ли ты с ним справился?
Трудно бело тебе проверить себя?
Каким
способом ты работал?
Какие еще ты способы применял?
Какой способ работы был самым успешным?
Как ты сможешь себя проверить сейчас ?
Слайд 13Рейтинговое оценивание
Рейтинговое оценивание, когда мы определяем результат в виде суммы
баллов. Когда проверочная работа имеет определенную цену. С детьми договариваемся,
сколько баллов будет содержать то или иное задание. Выполнив работу, дети оценивают себя или товарищей по заданным ценам. Договариваемся с учениками сколько баллов работает на высокий уровень, средний и низкий.
Слайд 14 2 правило Учитель и ученик определяют оценку в диалоге
( внешняя оценка + самооценка ).
Ученик имеет право аргументировано оспорить
выставленную отметку.
Самооценка. Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму.
Например, устный ответ ученика определяется оценкой или отметкой в кратком или развёрнутом варианте. Если работа письменная, учитель выставил отметки, ученик имеет право аргументировано оспорить отметку.
Слайд 15 Алгоритм самооценки ( вопросы, на которые отвечает ученик )
1шаг
Что нужно было сделать в этом задании? Какова была
цель?
2шаг Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3шаг Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4шаг Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? ( Кто , в чём помогал?)
5шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении этого задания ?
6шаг Каков был уровень задания? Решали ли мы такие задачи или выполняли задания?
- Такие задачи мы решали много раз , понадобились изученные знания. Необходимый уровень
Эта задача необычно сформулирована Нам нужны только сейчас изученные знания. Программный уровень.
Такие задачи мы никогда не учились решать, мы вместе никогда не изучали. Максимальный уровень
7шаг Определи уровень успешности, на котором ты решал задачу.
8шаг Исходя из уровня успешности, определи , какую отметку ты себе поставишь?
Слайд 16Действия при выработке у учеников самооценки
При планировании урока учитель выбирает
, на каком этапе , при выполнении какого задания будем
проговаривать с учеником алгоритм самооценки.
Вначале учитель может предложить оценить свои работы подготовленных учеников.
Первое время учитель помогает ученику, сам задаёт ему вопросы по алгоритму самооценки, все остальные дети наблюдают, как происходит самооценивание.
Постепенно алгоритм оценки сворачивается :
Оцени свой ответ: следует краткая фраза ученика: « ошибок не было, решение получил, но с помощью класса», или «полностью решил задачу необходимого уровня, отметка «4»
Слайд 173 –е правило: одна задача- одна отметка
За каждую учебную задачу
( задание ) , демонстрирующую определённые умения, ставится своя отдельная
отметка.
Ставить среднюю отметку за урок и за всю проверочную работу ( из разных заданий )- бессмысленно, т. к. ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают.
Если каждое задание оценивается , учитель имеет информацию о том, какие именно типы заданий вызвали затруднение.
Слайд 184-е правило: « Таблица требований»
Окружающий мир 3 класс
Это среднеарифметическое
за учебный модуль ( блок тем четверти )
Итоговая
отметка
Слайд 20Порядок введения способа оценивания
Признаки уровней успешности надо постепенно, в течение
нескольких уроков вырабатывать в диалогах с учениками. ( 3 класс
)
Слайд 21Создание технологии оценивания предполагает:
1. Отражение на этапе контроля развивающих принципов
« Школы 2100»
* «главное не знания, а умения ими пользоваться»
*
Психологическая комфортность ( мотивация успешности, опора на внутренние мотивы )
* Минимакс
2. Создание личностно – ориентированной технологии оценивания , сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания.