Слайд 1Локальные нормативные акты, определяющие правовой статус школы, ее органов и
структурных подразделений
Структура, порядок формирования органов управления ОУ, их компетенция и
порядок организации деятельности определяются в уставе (пп. 7 «б» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании».
Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения (п. 2 ст. 35 Закона).
Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения (п. 5 ст. 35 Закона).
Таким образом, если устав проработан качественно, то необходимости принимать отдельные положения об органах самоуправления школы нет, за исключением случаев решения в них чисто технических вопросов. В противном случае данные локальные акты должны регистрироваться в качестве дополнений к уставу
Слайд 2Положения о Совете школы,
о Педагогическом совете
Примерное положение о
совете школы
Общие положения
Задачи Совета образовательного учреждения
Функции Совета образовательного учреждения
Состав Совета
образовательного учреждения
Права и ответственность Совета образовательного учреждения
Делопроизводство.
Примерное положение о педагогическом совете школы
Общие положения
Задачи и содержание работы Педагогического совета
Права и ответственность Педагогического совета
Организация деятельности Педагогического совета
Документы Педагогического совета
Слайд 3Попечительский совет
Факультативный (необязательный)
орган внутреннего самоуправления школы
Цель создания такого органа
согласно Указу Президента РФ от 31 августа 1999 г. №
1134: «установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений».
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379 утверждено Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения.
Функции попечительского совета:
содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;
содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения;
содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения;
содействует совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории.
Слайд 4Положения о структурных подразделениях
Филиал – обособленное подразделение школы, расположенное вне
места ее нахождения (ст. 55 ГК РФ).
Структурные подразделения не являющиеся
филиалами (например, детский сад, библиотека, музей и т.д.)
Слайд 5Локальные нормативные акты, конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса
Правила
внутреннего трудового распорядка
Правила внутреннего распорядка для обучающихся
Штатное расписание
Должностные инструкции
Положение о
порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу
Положение о приеме в общеобразовательное учреждение
Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс
Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам
Слайд 6Правила внутреннего трудового распорядка
Это локальный нормативный акт школы, регламентирующий в
соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами:
- порядок
приема и увольнения работников;
основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;
режим работы;
время отдыха;
применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
иные вопросы регулирования трудовых отношений в школе (ст. 189 ТК РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и являются, как правило, приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).
Слайд 7Содержание Правил
Общие положения
Порядок приема и увольнения работников
Основные права, обязанности и
ответственность администрации ОУ
Основные права, обязанности и ответственность работников
Режим работы и
время отдыха
Оплата труда
Меры поощрения и взыскания
Слайд 8Общие положения
Правовая основа принятых правил
Цель принятия правил: укрепление трудовой дисциплины,
рациональное использование рабочего времени, создание условий для эффективной работы
Порядок принятия
правил
Обнародование правил и ознакомление с ними работников школы
Слайд 9Порядок приема и увольнения работников
1) Прием на работу оформляется трудовым
договором, заключаемым в письменной форме (ст. 67 ТК РФ).
Документы,
которые требуются при приеме на работу (ст. 65 ТК РФ).
Локальные акты, с которыми администрация школы обязана познакомить работника (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Возможность заключения срочного трудового договора и установления испытательного срока.
Обязанность школы вести трудовую книжку.
2) Недопустимость необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 64 ТК РФ). Основания для отказа: медицинские противопоказания, отсутствие вакантных должностей, необходимого образования (навыков).
3) Увольнение работников (гл. 13 ТК РФ).
Преимущественные права некоторых категорий работников при сокращении численности или штата (ч. 3 ст. 179 ТК РФ).
Слайд 10Права, обязанности и ответственность администрации школы
Администрация школы – совокупность должностных
лиц, органов самоуправления школы, реализующих вопросы, относящиеся к компетенции ОУ.
Директор
осуществляет непосредственное управление школой (п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании» и п. 70 Типового положения).
Полномочия и обязанности директора школы: осуществлять прием, перевод и увольнение работников, поощрение, привлечение к дисциплинарной ответственности, принятие локальных актов, соблюдать законодательство о труде, обеспечивать безопасные условия труда и т.д. (ст. 22 ТК РФ).
Ответственность школы как юридического лица перед работниками (гл. 38 – ст. 234 – 237 ТК РФ).
Слайд 11Права, обязанности и ответственность работников
Основные права и обязанности закреплены в
ст. 21 ТК РФ
Специальные права педагогов устанавливаются ст. 333 –
335 ТК РФ, пунктами 4, 5, 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»
Специальные обязанности (запреты), связанные со спецификой образовательного процесса.
Вопросы материальной ответственности работников школы
Слайд 12Режим работы и время отдыха
Рабочее время – время, в течение
которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации
и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).
Режим рабочей недели (5-ти / 6-ти дневная), ее продолжительность, выходные дни;
Режим рабочего дня (время работы);
Установление режима ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ);
Вопросы распределения учебной нагрузки;
Нормирование внеурочной работы педагогов: методический день, дежурства по школе, плановые воспитательные и организационные мероприятия.
Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, график отпуск;
Длительный отпуск для педагогов сроком до одного года.
Слайд 13Оплата труда
Система оплаты труда, вопросы тарификации;
Дни и форма выплаты заработной
платы (ст. 136 ТК РФ);
Наличие доплат, надбавок, стимулирующих выплат.
Доплаты представляют
собой выплаты работнику за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг их основных обязанностей либо за выполнение работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.
Надбавки устанавливаются за высокую результативность работы, качество работы, напряженность, интенсивность труда.
Слайд 14Меры поощрения и взыскания
Система поощрения, действующая в школе: перечисление форм
поощрения, порядок их применения (либо ссылка на специальный локальный акт)
Порядок
применения дисциплинарных взысканий – воспроизведение норм ТК РФ (ст. 192 – 194) и Закона РФ «Об образовании» (пункты 2 и 3 ст. 55).
Слайд 15Штатное расписание
ОУ самостоятельно устанавливает свое штатное расписание в пределах выделенных
ему средств (согласно региональному нормативу финансирования)
Типовые штаты 1986 г. можно
использовать в качестве примерных с учетом изменившихся обстоятельств
Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 утверждена единая форма № Т-3 «Штатное расписание»
Штатное расписание утверждается приказом директора школы
Слайд 16Должностные инструкции
Принципы формирования инструкций с точки зрения теории управления:
соответствия
квалификации;
надлежащей детализации;
показателей;
значимости порученных задач;
принцип повышения квалификации;
принцип обновления.
Правовые требования к инструкциям заключаются в соответствии их тарифно-квалификационной характеристики, трудовому договору и действующему на момент ее утверждения законодательству.
Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования, утв. приказом Минобразования и Госкомвуза России от 31.08.1995 № 463/1268 (согласованы с Минтрудом России, постановление от 22.11.1995 № 65)
Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования, утв. приказом Минобразования России от 11.11.1992 № 406 (согласованы с Минтрудом России, постановление от 11.11.1992 № 33)
Слайд 17Форма и структура должностной инструкции
Общие положения
Функции
Должностные обязанности
Права
Ответственность
Взаимоотношения. Связи по должностям
Слайд 18Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную
педагогическую работу
Правовая база:
п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании»;
ст.
335 Трудового кодекса РФ;
Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утв. приказом Минобразования России от 7.12.2000 № 3570 (только для ОУ, учредителем который является Минобразование).
Порядок и условия предоставления такого отпуск определяются учредителем и (или) уставом ОУ.
Учредителем, как правило, определяется периоды, включаемые в стаж, дающий право на такой отпуск, порядок подсчета стажа, гарантии для работников во время нахождения в отпуске, перенос отпуска в случае болезни.
Школа устанавливает очередность и время предоставления отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы
Слайд 19Правила внутреннего распорядка для обучающихся
Правовая основа:
Разработка и принятие правил внутреннего
распорядка относится к компетенции ОУ (подпункт 13 п. 2 ст.
32 Закона РФ «Об образовании»);
Порядок и основания отчисления обучающихся, права и обязанности участников образовательного процесса необходимо отразить в уставе (абзац «г» подпункта 5 и подпункт 8 п. 1 ст. 13).
Всеобъемлющий акт, определяющий:
права;
обязанности;
виды поощрения;
меры взыскания.
Принятия трех актов:
Правила поведения обучающихся
Правила о поощрениях и взысканиях
Декларация (хартия) прав обучающихся
Слайд 20Правила поведения обучающихся
Общие правила поведения
Поведение на занятиях
Поведение до начала, в
перерывах и после окончания занятий
Заключительные положения
Слайд 21Декларация прав обучающихся
Каждый ученик имеет право (свобода мысли, информации, совести,
получение бесплатного образования, перечисляются конкретные права)
Каждому ученику гарантируется (охрана здоровья,
уважение человеческого достоинства)
В школе запрещается (принудительный труд, деятельность политических партий, применение методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием)
Слайд 22Правила о поощрениях и взысканиях
Преамбула (Правила – приложение к уставу)
Поощрения
(благодарность, почетная грамота, ценный подарок, доска почета)
Перечень мер взысканий, принципы
и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
Слайд 23Взыскания
Принципы привлечения к дисциплинарной ответственности:
привлечение к ответственности только виновного ученика
(нет вины - нет ответственности);
личный характер ответственности;
соответствия строгости взыскания тяжести
совершенного проступка, обстоятельствам его совершения, предшествующему поведению и возрасту ученика;
за одно нарушение налагается только одно основное взыскание;
право на защиту.
Меры взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) возложение обязанности возместить вред;
д) возложение обязанности принести публичное извинение;
е) условное исключение из школы;
ж) исключение из школы.
Слайд 24Исключение из школы
Основание (объект): неоднократные грубые нарушения устава школы
Условие –
меры воспитательного характера не дали результат и дальнейшее пребывание обучающегося
в ОУ оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование ОУ
Неоднократное нарушение - совершение обучающимся, имеющим два или более дисциплинарных взыскания, наложенных директором школы, нового, как правило, грубого нарушения дисциплины.
Грубое нарушение дисциплины - нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжелые последствия в виде:
причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, сотрудников, посетителей школы;
причинения ущерба имуществу школы, имуществу обучающихся, сотрудников, посетителей школы;
дезорганизации работы школы как образовательного учреждения.
Субъект: обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет
Решение об исключении принимается Советом школы и оформляется приказом директора школы.
Слайд 25Участие местных органов
Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего
образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и
с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении