Слайд 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ОРЛОВА Н.А
ГОО «Кузбасский РЦППМС»
структурное подразделение Анжеро-Судженского городского округа
Слайд 2ЧТО ЗНАЧИТ СОПРОВОЖДАТЬ?
«сопровождать - значит идти, ехать вместе с
кем-либо в качестве спутника или провожатого»
создать для ребенка, обладающего данными
психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.
Слайд 3 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка
в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального
развития
(в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)
Слайд 4 Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения
проблем развития ребенка;
- помощь (содействие)
ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Слайд 5 Направления:
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
-
консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.
Слайд 6ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫ:
Дошкольное образование
- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности
к школе.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитие творческих способностей.
Слайд 7 Основная школа - сопровождение перехода в основную
школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач
личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем(самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности),развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Слайд 8 Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение
и укрепление здоровья детей.
Слайд 9Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть
ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации
работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Слайд 10 У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную
компетентность, навыки общения с окружающими.
Преодоление социальной изоляции,
расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Слайд 11 Задачи сопровождения детей:
- разработка
индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Слайд 12
СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ
ОКОНЧАНИЯ КОЛЫ.
дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо
в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей.
дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями
Систематическое использование компьютера в учебном процессе позволит приобрести начальную профессиональную подготовку детей с хроническими заболеваниями послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса
Слайд 13ПО ДАННЫМ ООН, В МИРЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ ПРИМЕРНО 450 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК
С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Это составляет 1/10 часть
жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.
В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек.
Слайд 14
УТРАТА БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ К МИРУ -ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, НЕДОВЕРЧИВОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ, С ОДНОЙ
СТОРОНЫ, И ФОРМИРОВАНИИ НЕВРОТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
- С ДРУГОЙ.
Раннее развитие детей
с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми.
В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия, формируется комплекс неполноценности.
Слайд 15МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В 14-15 лет 36% особых детей мечтают
об улучшении здоровья и все 100% - о получении конкретной
профессии.
В 15-16 лет представление о будущем сужено - жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная.
Слайд 16 Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов может состоять:
в снятии нервно-психического
напряжения;
коррекции самооценки;
развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания;
преодолении пассивности;
формировании самостоятельности,
ответственности и активной
жизненной позиции;
преодолении отчужденности
и формировании коммуникативных
навыков.
Слайд 17Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает
жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к
жизни, готовится к ней.
Развитие слепых и слабовидящих детей отличается от развития ребенка с нормальным зрением
Слайд 18У детей с патологией органов зрения наблюдается замедленное развитие, что
вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной
сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих.
Страдают познавательные процессы ребенка, наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.
Слайд 19«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ»
Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте
его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в
себя и свои силы.
Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Используйте различные упражнения для развития мышления ребенка.
Слайд 20УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА
При работе с текстом, для облегчения
его понимания, осмысления и последующего запоминания, ребенок должен освоить смысловое
деление текста на части и озаглавливание частей.
После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие проявления собственного отношения к прочитанному. Больше включайте таких вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь?».
Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию мышления и логики.
Чаще задавайте ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним.
Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать – это…».
Слайд 21Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше
помочь ему «открыть» их самому.
Существует зависимость уровня развития мышления и
речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д.
Слайд 22РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА:
Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с
пояснением их значения и на основе наблюдения.
Уточняйте представление вашего ребенка
о том или ином предмете и явлении.
Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими впечатлениями, пересказывать тексты.
Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства.
Слайд 23ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО
Я.А. КОМЕНСКОГО: «ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО МОЖНО, ПРЕДСТАВИТЬ
РЕБЕНКУ НАГЛЯДНО».
Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с
вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния.
Слайд 24ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РЕБЕНКА РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
Для облегчения запоминания материала необходима установка
на запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить.
Смысловая работа над
материалом также способствует более прочному сохранению его в памяти. Например, разбивка его на составные части, составление опорной схемы - значительно облегчает запоминание и воспроизведение в дальнейшем.
Должна быть установка на время, в течение которого должен храниться в памяти этот материал, так как результаты исследований показали, что в зависимости от того, на какой срок ребенок ставил установку на запоминание, данный материал и хранился в его памяти.
Слайд 25Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определен наиболее
благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа,
далее через 8 часов, а затем на следующий день.
У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают, усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать».
Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке, дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение ведет к развитию зрительной памяти.
Слайд 26уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему
заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не
пропадут даром.
Слайд 27РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СЕМЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОГРОМНОЙ ТРАГЕДИЕЙ.
Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
Нарушается взаимодействие с
социумом
Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские.
Возможно нарушение репродуктивного поведения
Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка
Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений в целом
Слайд 28РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА С ПАТОЛОГИЕЙ
Состояние шока, растерянности,
иногда страха.
Негативизм, отрицание поставленного диагноза.
Принятие диагноза и связанная с этим
депрессия.
Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам.
Слайд 29В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРОИСХОДЯТ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ТРЕХ УРОВНЯХ:
психологическом
- в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и
различными по своей природе психотравмирующими воздействиями;
социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами,
соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
Слайд 30Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к
трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной
дистанции между родителем и педагогом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым