Разделы презентаций


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание

ЧТО ЗНАЧИТ СОПРОВОЖДАТЬ? «сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ОРЛОВА Н.А

ГОО «Кузбасский РЦППМС»
структурное подразделение Анжеро-Судженского городского округа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Слайд 2ЧТО ЗНАЧИТ СОПРОВОЖДАТЬ?
«сопровождать - значит идти, ехать вместе с

кем-либо в качестве спутника или провожатого»

создать для ребенка, обладающего данными

психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения.
ЧТО ЗНАЧИТ СОПРОВОЖДАТЬ? «сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»создать для

Слайд 3 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка

в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального

развития
(в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте)
Целью  психолого-педагогического  сопровождения  ребенка  в учебно-воспитательном  процессе  является

Слайд 4 Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения

проблем развития ребенка;

- помощь (содействие)

ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:  - предупреждение возникновения проблем развития ребенка;   - помощь

Слайд 5 Направления:
- профилактика;

- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

-

консультирование (индивидуальное и групповое);

- развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.
Направления:   - профилактика;    - диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

Слайд 6ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫ:
Дошкольное образование

- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности

к школе.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитие творческих способностей.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫ: Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в

Слайд 7 Основная школа - сопровождение перехода в основную

школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач

личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем(самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности),развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Основная  школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка

Слайд 8 Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение

и укрепление здоровья детей.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Слайд 9Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть

ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации

работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может  быть  ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком,

Слайд 10 У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную

компетентность, навыки общения с окружающими.
Преодоление социальной изоляции,

расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.

Слайд 11 Задачи сопровождения детей:

- разработка

индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;


- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции детей в группе сверстников;
- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Задачи сопровождения детей:   - разработка индивидуальных образовательных маршрутов;   - формирование адекватной

Слайд 12 СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ

ОКОНЧАНИЯ КОЛЫ.
дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо

в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей.
дистанционное обучение должно быть включено в рамки специальной образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями
Систематическое использование компьютера в учебном процессе позволит приобрести начальную профессиональную подготовку детей с хроническими заболеваниями послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса
СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КОЛЫ.

Слайд 13ПО ДАННЫМ ООН, В МИРЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ ПРИМЕРНО 450 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК

С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Это составляет 1/10 часть

жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.
В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек.
ПО ДАННЫМ ООН, В МИРЕ НАСЧИТЫВАЕТСЯ ПРИМЕРНО 450 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Это

Слайд 14 УТРАТА БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ К МИРУ -ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, НЕДОВЕРЧИВОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ, С ОДНОЙ

СТОРОНЫ, И ФОРМИРОВАНИИ НЕВРОТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА - С ДРУГОЙ.
Раннее развитие детей

с отклонениями происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта.

С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми.

В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия, формируется комплекс неполноценности.
УТРАТА БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ К МИРУ -ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, НЕДОВЕРЧИВОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ,

Слайд 15МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В 14-15 лет 36% особых детей мечтают

об улучшении здоровья и все 100% - о получении конкретной

профессии.
В 15-16 лет представление о будущем сужено - жизнь планируется на 5 лет и только в отношении работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная.
МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В 14-15 лет 36% особых детей мечтают об улучшении здоровья и все 100% -

Слайд 16 Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов может состоять:
в снятии нервно-психического

напряжения;

коррекции самооценки;

развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания;


преодолении пассивности;

формировании самостоятельности,
ответственности и активной
жизненной позиции;

преодолении отчужденности
и формировании коммуникативных
навыков.
Суть психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов может состоять:в снятии нервно-психического напряжения;коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти,

Слайд 17Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает

жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к

жизни, готовится к ней.

Развитие слепых и слабовидящих детей отличается от развития ребенка с нормальным зрением
Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями

Слайд 18У детей с патологией органов зрения наблюдается замедленное развитие, что

вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной

сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих.
Страдают познавательные процессы ребенка, наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.
У детей с патологией органов зрения наблюдается замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений,

Слайд 19«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ»
Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте

его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в

себя и свои силы.

Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

Используйте различные упражнения для развития мышления ребенка.
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ» Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную

Слайд 20УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА
При работе с текстом, для облегчения

его понимания, осмысления и последующего запоминания, ребенок должен освоить смысловое

деление текста на части и озаглавливание частей.

После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие проявления собственного отношения к прочитанному. Больше включайте таких вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь?».

Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию мышления и логики.

Чаще задавайте ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним.

Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать – это…».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКАПри работе с текстом, для облегчения его понимания, осмысления и последующего запоминания, ребенок

Слайд 21Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше

помочь ему «открыть» их самому.
Существует зависимость уровня развития мышления и

речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д.

Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.Существует зависимость уровня

Слайд 22РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА:
Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с

пояснением их значения и на основе наблюдения.

Уточняйте представление вашего ребенка

о том или ином предмете и явлении.

Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими впечатлениями, пересказывать тексты.

Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства.

РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА:Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с пояснением их значения и на основе наблюдения.Уточняйте

Слайд 23ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО Я.А. КОМЕНСКОГО: «ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО МОЖНО, ПРЕДСТАВИТЬ

РЕБЕНКУ НАГЛЯДНО».


Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с

вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО  Я.А. КОМЕНСКОГО: «ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО МОЖНО, ПРЕДСТАВИТЬ РЕБЕНКУ НАГЛЯДНО». Шире используйте рисунки, макеты,

Слайд 24ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РЕБЕНКА РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
Для облегчения запоминания материала необходима установка

на запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить.

Смысловая работа над

материалом также способствует более прочному сохранению его в памяти. Например, разбивка его на составные части, составление опорной схемы - значительно облегчает запоминание и воспроизведение в дальнейшем.

Должна быть установка на время, в течение которого должен храниться в памяти этот материал, так как результаты исследований показали, что в зависимости от того, на какой срок ребенок ставил установку на запоминание, данный материал и хранился в его памяти.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РЕБЕНКА РЕКОМЕНДУЕТСЯ:Для облегчения запоминания материала необходима установка на запоминание, чтобы у ребенка было желание

Слайд 25Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определен наиболее

благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа,

далее через 8 часов, а затем на следующий день.

У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают, усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать».

Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке, дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение ведет к развитию зрительной памяти.

Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем

Слайд 26уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему

заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не

пропадут даром.
уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены –

Слайд 27РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СЕМЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОГРОМНОЙ ТРАГЕДИЕЙ.


Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
Нарушается взаимодействие с

социумом
Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские.
Возможно нарушение репродуктивного поведения
Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка
Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений в целом
РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СЕМЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОГРОМНОЙ ТРАГЕДИЕЙ. Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с

Слайд 28РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА С ПАТОЛОГИЕЙ
Состояние шока, растерянности,

иногда страха.
Негативизм, отрицание поставленного диагноза.
Принятие диагноза и связанная с этим

депрессия.
Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам.

РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА С ПАТОЛОГИЕЙ Состояние шока, растерянности, иногда страха.Негативизм, отрицание поставленного диагноза.Принятие диагноза и

Слайд 29В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРОИСХОДЯТ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ТРЕХ УРОВНЯХ:
психологическом

- в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и

различными по своей природе психотравмирующими воздействиями;
социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами,
соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРОИСХОДЯТ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ТРЕХ УРОВНЯХ: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием

Слайд 30Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к

трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной

дистанции между родителем и педагогом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика