Слайд 1Работа с детьми с РАС в условиях инклюзивного образования
Слайд 2Классификация РАС, представленная в Международной классификации болезней 10 пересмотра:
F84 Общие расстройства психологического характера
F84.0 Детский
аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
F84.5 Синдром Аспергера
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточненное
Слайд 3Аутизм – это «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие
или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость
в
контактах со средой»
(К.С. Лебединская).
Слайд 4Основными признаками РДА, согласно Л. Каннеру, является триада симптомов:
1. аутизм с
аутистическими переживаниями (нарушение способности к установлению эмоционального контакта);
2. стереотипное однообразное поведение
с элементами одержимости;
3. своеобразное нарушение речевого развития.
Слайд 5- Отличаются ранимостью, пугливостью, повышенной чувствительностью к обычным сенсорным раздражителям:
свету, звуку.
- С состоянием страхов связаны и различные действия, носящие
характер ритуалов.
- Стереотипность в поведении
Слайд 6Другие проявления неравномерности развития при РДА:
- особенности моторики: движения
угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде; часто нарушена походка;
-
особенности пространственных представлений: успешность усвоения сложных речевых конструкций
(по ориентировке в пространстве) может сочетаться с нарушением ориентировки в собственном теле, себя в пространстве;
- нередко развитие гнозиса определяет праксис (при нормальном психическом развитии – наоборот);
- парциальность, своеобразие интеллектуального развития;
- разноплановость мышления, опора на скрытые признаки, склонности к символике, вычурности;
- предметность восприятия окружающего мира искажается под влиянием аутистических страхов, поэтому дети с РДА часто воспринимают предметы не целостно, а на основании отдельных аффективных признаков;
- интеллектуальная недостаточность не является обязательным симптомом
Слайд 7 - неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций, как и неравномерность
развития деятельности в целом;
- содержание игр далеко от реальной ситуации;
Слайд 8стимы
1. Стимы включают в
себя самые разные виды деятельности. Более того, они не только
направлены на самостимуляцию, но и могут использоваться для выражения себя. Многие родители бессознательно понимают их природу: «Он очень любит этот видеоролик», «Она так машет ручками, когда нервничает».
2. Некоторые стимы имеют чисто вербальную природу. Уверен, вам доводилось слышать частый вопль на высокой частоте. Это не что иное, как вербальный знак о том, что ребенок хочет внимания. И этот знак работает просто отлично, хотя и не добавляет малышу родительского восхищения.
3. Поскольку у детей с РАС очень мало способов выразить свои чувства словами, в ход идут движения тела. Ими выражается страх, гнев, отчаяние, грусть, радость и возбуждение.
4. Повторяющее поведение – это не обсессивно-компульсивное расстройство по умолчанию. Пока не доказано иного, это просто повторяющееся поведение. Таким образом, лекарства от ОКР здесь не сработают или даже осложнят проблему.
5. Некоторые стимы прекращаются после того, как восстановлено здоровье желудочно-кишечного тракта. К ним относятся: сильные, длительные истерики, самоагрессия и агрессия вовне, возбужденное состояние, частые сгибания пополам или вдавливания в предметы.
6. Иногда стимы отражают правильную реакцию ребенка на очень громкий звук на определенной частоте или слишком яркий свет. Дело в том, что измененная сенсорная система ребенка может воспринимать привычные нам раздражители совсем по-иному.
Слайд 9Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра
- в дозировании
учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;
- в особенно четкой
и упорядоченной временно--пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;
- потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;
- в реализации практико-ориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании школьников с РАС
Слайд 10
Инновационные технологии:
Информационно-социальные технологии
ИКТ
проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам,
разделам для отдельных дидактических задач).
монотехнология (когда все обучение, все управление
учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Слайд 11Концептуальные положения
1. Обучение – это общение ребенка с компьютером.
2.
Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
3. Диалоговый характер
обучения.
4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.
6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
7. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Слайд 12предполагаемые негативные последствия
возможный вред здоровью
педагогически немотивированное их использование
Слайд 13Инновационные технологии:
арттерапии
Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества:
живопись, графика, фотография, рисование и лепка.
Музыкотерапия, фототерапия, библиотерапия, маскотерапия, драматерапия,
игротерапия, изотерапия,
сказкотерапия , оригамитерапия, песочная терапия…
Арт-синтезтерапия: сочетание живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики
Активная музыкотерапия:
• вокалотерапия;
• ритмотерапия;
• фольклоротерапия;
• логоритмическая гимнастика.
Слайд 14Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
Объем заданий
Вариативность оценки
Степень сложности задания
Характер деятельности
обучающихся
Формы помощи :
Планирование учебной деятельности;
Дополнительное инструктирование,
Алгоритмизация проверки усвоения
и самоконтроля в учении,
Стимулирование в процессе деятельности (посредством предоставления информационного и др. материалов)
Стимулирование поощрением, авансированием и т.д.
Контроль над учебной деятельностью
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной).
Подготовительный этап.
Основной этап
4) Итоговый этап
Слайд 15
Способы дифференциации:
1. Дифференциация содержания учебных заданий:
• по уровню творчества;
• по
уровню трудности;
• по объёму.
2. Использование разных приёмов организации деятельности детей
на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
• по степени самостоятельности учащихся;
• по степени и характеру помощи учащимся;
• по характеру учебных действий.
Слайд 16Индивидуальный подход –
это принцип педагогики
в процессе учебно-воспитательной работы с
группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая
их личностные особенности.
Технология инд. обучения (как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях) –
проникающая технология
Слайд 17Разноуровневая дифференциация
(в массовой школе)
Такая организация учебно-воспитательного процесса, при
которой каждый ученик имеет возможности овладеть учебным материалом по отдельным
предметам школьной программы на разном уровне:
А — базовый уровень
В — повышенный
С — углубленный
Слайд 18Технологии компенсирующего обучения
(педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.)
Компенсирующие
элементы
(средства) реабилитационного пространства :
любовь к ребенку ;
понимание
детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, сострадание, участие,
необходимая помощь,
обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Слайд 19Игровые технологии
используется:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более
обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технология внеклассной работы
Основные принципы игровых технологий:
-природо– и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная приподнятость;
-равноправие.
Слайд 20Игровые технологии
используется:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более
обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технология внеклассной работы
Основные принципы игровых технологий:
-природо– и культуросообразность;
-умение моделировать, драматизировать;
-свобода деятельности;
-эмоциональная приподнятость;
-равноправие.
Слайд 21ЧИТАЮ
Функции:
развлекательная
коммуникативная
терапевтическая
межнациональной коммуникации
социализации
коррекционная
диагностическая
самореализации
Слайд 22Игровая форма занятий
1. Дидактическая мишень ставится перед учащимися в
форме игровой задачки.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3.
Учебный материал употребляется в качестве её средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Слайд 23Личностно-ориентированные технологии
Цель– максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных
познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности.
Требования к разработке дидактического обеспечения:
выявление содержания субъектного опыта ученика
изложение знаний должно быть направлено и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта
постоянное согласование субъектного опыта с научным содержанием
стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности
возможность выбирать содержание учебного материала, вид и форму при выполнении заданий
Основные принципы личностно ориентированного подхода:
- самоактуализации
- индивидуальности
- субъектности
- выбора
- творчества и успеха
- доверия и поддержки
Слайд 24Здоровьесберегающие образовательные технологии
- это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного
процесса, не наносящего вреда здоровью участников.
Индивидуальное здоровье можно представить в
виде четырехкомпонентной модели
Соматический компонент
Физический компонент
Психический компонент
Нравственный компонент
Индивидуальное здоровье
Слайд 25Психолого-педагогические
Организационно-педагогические
Социально-адаптирующие
Учебно-воспитательные
Лечебно-оздоровительные технологии
Виды:
Слайд 26Физическое здоровье:
совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация
к окружающей среде (педагогическое определение)
состояние роста и развития органов и
систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)
Психическое здоровье:
высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)
Социальное здоровье –
это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье –
это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье –
система ценностей и убеждений.
Слайд 27Типы технологий
• Здоровьесберегающие
(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового
питания)
• Оздоровительные
(физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
• Технологии
обучения здоровью
(включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
• Воспитание культуры здоровья
(факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
по критерию субъектной включенности учащегося
в образовательный процесс:
Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
Слайд 28Технологии коррекционно-развивающего обучения
Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:
• совершенствование движений и сенсомоторного
развития;
• коррекция отдельных сторон психической деятельности;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие различных видов
мышления;
• коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
• развитие речи;
• расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
• коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
Слайд 30Характеристика средовых ресурсов обучения и воспитания детей с ОВЗ
предметные
Наши мероприятия:
Слайд 35Задания для диагностики и развития внимания
Слайд 36Задания для диагностики и развития внимания
Слайд 37Задания для диагностики и развития внимания
Слайд 39Задания для диагностики и развития внимания
Слайд 40Задания для диагностики и развития восприятия
Слайд 41Задания для диагностики и развития восприятия
Слайд 42Задания для диагностики и развития восприятия
Слайд 43Задания для диагностики и развития восприятия
Слайд 49Какие звуки ты слышишь? Закрой картинку.
Вспомни предметы и звуки