Слайд 1« РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ »
Слайд 2
« В человеке заключено много задатков и наша задача –
развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей,
делая так, чтобы человек достигал своего назначения »
Иммануил Кант
Слайд 3ИНТЕЛЛЕКТ + КРЕАТИВНОСТЬ = ОДАРЕННОСТЬ
Интеллект – общий термин для обозначения
способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу
из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям.
Слайд 4Креативность – способность придумывать нечто новое, представляющее определенную ценность, способность
преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи,
опережающие свое время.
Слайд 6КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА?....
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 7В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
1995-Х ВЫЯСНИЛОСЬ:
1. Одарённых детей много, но далеко
не всегда они хорошо успевают по всем предметам.
2. Они не
представляют идеал в поведении.
3. Одарённость очень разнообразна.
4. Универсальной системы обучения одаренных детей нет.
5. Ни один тип школы не может решить полностью проблему их обучения, а запрос намного превышает предложение.
Слайд 8 Когда речь идет о работе с одаренными детьми,
задача родителей и педагога «сдвигается от обучения» к «созданию условий».
«Педагогическая поддержка» – это особая тактика по отношению к конкретному ребенку.
Слайд 9ЦЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ:
Создание условий для их выявления,
поддержки и развития.
Слайд 10Основные направления деятельности педагога в работе с интеллектуально одаренными детьми
Исследовательская
работа
Слайд 11ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Слайд 13Структура работы с одаренными детьми:
Простая форма «беседа»: консультирование по возникшей
проблеме
Простая форма «зачет» и «экзамен»: индивидуальные и групповые творческие задания,
проекты по различной тематике
Простые формы - предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны;
Составная форма «урок»: интерактивный подход (работа в парах, в малых группах), разно-уровневые задания, творческие задания, словесные игры и забавы
Составная форма «конференция»: дискуссия
Комплексная форма – сочетание всех форм – ролевые игры, различные конкурсы и викторины
Эти формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.
Слайд 14Математик Л.Л. Терстоун выявил, что если человек обладает высоким интеллектом
в одной сфере, это не обязательно означает, что он будет
обладать высоким интеллектом во всех других областях.
На основе этого утверждения психолог Гиолфорд выделил около 150 видов интеллекта.
Утверждение
Слайд 15Можно условно выделить несколько групп детей с учётом уровня и
характера их мотивации. Это помогает в выборе приемов педагогической поддержки.
1)»Мотивация
на результат» (такие дети не умеют радоваться успехам других, болезненно переживают свои неудачи и готовы «расталкивать всех локтями» для достижения цели; здесь необходима индивидуальная работа психолога)
2)»Мотивация на самоутверждение» (их психологическая защита строится на тезисе «скучно, неинтересно», они также не любят успехов других, но они способны признавать высокий профессионализм педагога; основной прием поддержки в данной ситуации «косвенная аналогия», создание ситуаций, где ученик смог бы увидеть себя)
3)»Мотивация на творчество» (такие дети не любят фактической стороны учения, но могут выдавать нестандартные идеи и мысли; для подобных детей необходимо обучение самоконтролю, самоорганизации)
4)»Мотивация на познание» (такие дети требуют индивидуальной программы обучения; задача педагога-наставника не «культивировать» свой предмет, а помочь ученику увидеть и понять картину мира, понять значимость интегрального знания
Слайд 17
Спасибо
за внимание!
Презентацию подготовили:
Педагог-психолог МБОУ сош №44 : Ильясова Г.Ф.
Педагог-
психологМБОУ сош№44 : Сутормина В.В.
Слайд 18Литература
1. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д.Бабаева,
Н.А. Лейтис. М., 1996. 408с.
2. Куровская, С.Н. Одаренный ребенок и
семья / С.Н.Куровская, В.П.Тарантей. Мозырь 2006. 157с.
3. Малахова, И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. Мн.,2002. 157с.
4. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования / Н.А.Сакович. Мн.2003. 57с.
5. Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми / И.И.Семененя. Мозырь 2997. 72с.