Слайд 1
Автономное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного
вида №
9 «Черепашка»
«Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного искусства»
Воспитатель
Раздобыдина Е. Н.
г. Радужный
Слайд 2Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для
этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.
Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.
Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования.
Предоставить свободу развития ребенку – это значит, прежде всего дать ему знания о рисовании, о художниках (какими они были в детстве); освободить от сомнения в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы.
Ребенок рисует не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребенку хочется, чтобы его рисунок увидели, похвалили.
Слайд 3«Влюбить может только влюбленный, научить – умеющий, дать знания –
знающий, воспитать культуру – человек, обладающий этой культурой сам».
Приоритетные
задачи, над
которыми я работаю:
1. Развитие художественных способностей детей
(умение создавать художественный образ,
самостоятельно выбирать материал,
экспериментировать с
ним при создании образа);
2. Формирование основ эстетического восприятия.
Слайд 4Работа в детском дошкольном учреждении по развитию художественно-творческих способностей детей
строится на следующих принципах:
- тщательный отбор художественного материала по различным
видам народного искусства (музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного), соответствующий возрастным особенностям детей;
интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);
- активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- коллективные занятия с детьми, учитывая их индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень развития той или иной художественной деятельности;
- включение выполненных детьми произведений в жизнь детского сада:
создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление
выставок;
- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Слайд 5Заколдованные картинки
Каждый ребенок, создавая
изображение того или иного
предмета, передавая сюжет,
вносит
в изображение свои
чувства, свое понимание.
Слайд 6Выставка работ в группе
В каждой группе есть постоянно действующая выставка
детских работ. Все детские работы после учебного занятия вывешиваются, и
родители могут видеть достижения своего ребенка.
Смешивание красок
Выполнение различных упражнений направлено на овладение и совершенствование умений и навыков детей в рисовании. Закрепление умения владеть карандашом, правильно держать кисть, смешивать краски на палитре.
Слайд 7Коллективная работа
«Во саду ли, в огороде»
В
коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад
каждого участника общей работы! Это требует тщательной подготовки, необходимо так распределить работу, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый смог справиться со своей задачей и достичь высокого результата
Слайд 8Работа в альбомах
Дети работают в альбомах, прорисовывая элементы росписи различных
видов народно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохлома, городецкая роспись.
Смешивание
техник
Можно смешивать различные техники. Это становится доступным детям старшей и подготовительной к школе групп детского сада, когда они освоят изобразительные и выразительные возможности нескольких материалов.
Слайд 9
При организации кружка были
определены этапы работы:
1) организация кружковой
работы и создание условий;
2) составление годового плана работы и конспектов
кружковых занятий;
3) подготовка к занятиям, оформление образцов;
4) проведение тематических выставок.
«Наша Ярмарка»
Выставки позволяют подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.
Слайд 10Кружок по рисованию
«ГОРОД МАСТЕРОВ»
Выставки оформляются в течение всего года по
темам каникулярных недель и по плану кружковой работы.
Слайд 11Выставка «Моя Югра»
Учитывая региональные особенности культуры ХМАО, мы ввели в
практику работы ДОУ знакомство детей с творчеством обско-угорских народов.
Слайд 12 В результате проделанной работы накоплен дидактический материал:
разработана
серия конспектов по ознакомлению детей с творчеством обско-угорских народов;
иллюстрации и
образцы изделий собраны в папку «Быт и традиции
народов Севера»;
оформлены образцы орнаментов.
иллюстрации и образцы изделий, образцы орнаментов оформлены в каждой возрастной группе.
Слайд 13«Наша Ярмарка»
Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем
проявляются лучшие черты народа – гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное
стремление к красоте.
Слайд 14При организации выставок мы преследуем такие цели:
способствовать развитию у детей
эмоционально - образного восприятия и художественного вкуса;
ребенок должен знать,
что продукт его деятельности интересен и значим для других людей;
повышение педагогической культуры среди родителей.
Выставка коллективных работ
Созданы все условия для оформления тематических выставок.
Выставки разнообразны по форме, содержанию и назначению.
Слайд 15Полочки
красоты
Работа по приобщению детей к искусству должна осуществляться в
повседневной жизни детей. С этой целью в каждой группе есть
полочки красоты. Они располагаются в удобном месте и на уровне глаз ребенка.
Слайд 16Посещение выставок
Цель посещения выставок – объяснить, что такое выставка, познакомить
с жанрами в живописи.
Слайд 17
Перспективы развития системы учебно-воспитательной работы по изобразительной деятельности в ДОУ.
1.
Совершенствовать созданную в ДОУ систему учебно - воспитательной работы по
изобразительной деятельности:
- интеграция педагогического процесса по ознакомлению детей с творчеством русского народа;
- организация и проведение выставок по свободной самостоятельной деятельности;
- разработать критерии оценивания знаний детей по изобразительному искусству.
2. Совершенствование созданных условий, способствующих формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитию художественно-творческих способностей детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей:
- совершенствование работы с полочками красоты;
- приобретение крупных демонстрационных репродукций картин,
предметов декоративно-прикладного искусства;
- совершенствование организации свободной самостоятельной деятельности детей в группах.
3. Изучение современных материалов по изобразительной деятельности и внедрение их в практику изобразительной деятельности.
4. Совершенствовать взаимодействие с педагогами, родителями, социальными институтами детства в деле развития художественно- творческих способностей детей.
Слайд 18Заключение
Изучение проблемы творчества – одно из центральных направлений научных исследований
психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом.
Развитие
художественно-творческих способностей ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач.
Педагогу важно знать, что наиболее важным в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребенку самостоятельно переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.