Слайд 1Развитие мыслительной деятельности учащихся
на уроках русского языка
через разрешение
проблемных ситуаций
Работа выполнена Барановой Н.П.,
учителем русского языка
МОУ СОШ
им. Ю.Я. Долгих
с. Круглыжи Свечинского района
2009 год
Слайд 2
«Ребенок не сосуд, который нужно наполнить, а
факел, который нужно зажечь» Ф.Рабле.
Слайд 3Противоречия
между требованиями образовательного стандарта ориентироваться на речевое
развитие и традиционным подходом к организации урока, его структуры и
содержания.
между недостаточным уровнем развития мыслительной деятельности учащихся
и возросшей потребностью в умении логически мыслить как важнейшем средстве самореализации учащихся.
Слайд 4Основная проблема проекта
Развитие и совершенствование мыслительной деятельности учащихся
в целях
повышения уровня их исследовательских и творческих способностей методами проблемного обучения.
Слайд 5 Цель проекта
Создание условий
для успешного разрешения проблемной
ситуации,
в результате чего предполагается формирование полноценной мыслительной деятельности учащихся.
Слайд 6Методические задачи
Развивать логическое мышление, исследовательские и творческие способности учащихся.
Формировать прочные
орфографические и пунктуационные ЗУНы.
Содействовать формированию навыков самоорганизации.
Обеспечить более осмысленное усвоение
нового материала.
Систематизировать знания.
Слайд 7Практические задачи
Изучить методическую литературу по теме «Проблемное обучение».
Изучить требования к
составлению модели урока с применением проблемной ситуации.
Разработать уроки русского языка
в 6 классе
в соответствии с данными требованиями.
Провести анализ результатов диагностики «Развитие мышления на уроках русского языка через разрешение проблемных ситуаций».
Слайд 8Объект проекта:
учащиеся 6 класса.
Предмет проекта: технология проблемного обучения.
Слайд 9Результаты
ЕГЭ по русскому языку
Слайд 10Основные понятия
проблемного обучения
Слайд 11Требования
к проблемной ситуации
Равноправие
Естественность
Осознанность
Самодеятельность
Толерантность
Слайд 12Схема приема проблемного изложения знаний
Актуализация знаний
Постановка проблемы
Открытие детьми новых знаний
Первичное
закрепление
Самостоятельная работа
Контроль и самоконтроль
Слайд 13Пути создания
проблемных ситуаций
«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы,
сравни, проанализируй, сделай вывод;
Ситуация с затруднением;
Мотивирующее пятно;
Применение полученных знаний в
новой ситуации;
Столкновение разных точек зрения по одному вопросу;
Задачи с недостаточными данными,
с избыточными данными, с заведомыми ошибками, с ограничением во времени решения.
Слайд 14Подводящий диалог
Каменщик – грузчик
Барабанщик –
извозчик
Сварщик – рассказчик
Слайд 15Ситуация с затруднением
Синева, посинел, синий, красна, красненький, краска, краснота,
покраснел, бел, белизна, побелел, белила, красивый, красота, красив, красуется, добренький,
добра, добро, доброта.
Слайд 16Мотивирующее пятно
Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда
любил пошутить.
В день выхода своей книги он захотел узнать,
как идет распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?»
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листке бумаги издатель написал: «!»
Слайд 17Применение знаний
в новой ситуации
Мелестная дележ.. притясла комейный боромож..
Лусый морож..
увертал чуленую велоч..
Кулачую мурош.. упкртаеш.. в брачулю.
Нарасупый краполь лопаст и
крепуч..
Неномго просудных прилуч.. долканеш.. к несуге.
Слайд 18Столкновение
разных точек зрения
Обращение – это существительное,
одно или с
зависимыми словами, называющее того, к кому адресована речь.
Обращение – это
слово, сочетание слов, называющее лицо или предмет, которому адресована речь.
Обращение – это слово
или словосочетание, которое называет того, к кому обращена речь.
Слайд 19Применение ПС
выполняет следующие
функциональные назначения:
Стимулируется познавательный интерес детей
к
знаниям.
Развивается умение ставить и разрешать проблемы, доказывать и опровергать, анализировать,
сравнивать, строить аналогии, обобщать, делать выводы из полученной информации.
Расширяется кругозор.
Приобретается умение разрешать проблемные ситуации.
Повышается активность на уроках.
Слайд 22Результаты диагностики
1. Выбор заданий носит не случайный,
а закономерный процесс.
2.
Преобладают задания, требующие применения мыслительной деятельности.
3. Школьники применяют творческий подход
к решению проблемных ситуаций.
4. Работают с подъемом, увлечены работой.
Слайд 23Уровни усвоения опыта мыслительной деятельности
Обучение учащихся
выполнению отдельных этапов решения
с помощью частично-поискового метода.
Решение учащимися
проблемных задач в ходе беседы,
состоящей из серии вопросов, каждый
из которых является шагом на пути решения проблемы.
Полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, обнаружение скрытого противоречия, постановка
и решение проблемы.
Слайд 24Анализ успеваемости в 6 классе
Обученность – 100%.
Уровень качества знаний –
50%.
Слайд 25Результаты
Проанализирована методическая литература
по теме «Технология проблемного
обучения»
и выяснено, что ПС – это специально
созданная ситуация с затруднением, из которой обучающимся предлагается найти выход.
Разработаны и проведены уроки русского языка
в 6 классе по темам: имя прилагательное, имя существительное, имя числительное.
Диагностирование и анкетирование учащихся
6 класса показало повышение познавательного интереса к русскому языку и развитие мыслительной деятельности.
Слайд 26Ожидаемые результаты
Стимулируется познавательный интерес детей.
Развивается умение ставить и разрешать проблемы,
доказывать и опровергать, анализировать, сравнивать.
Расширяется кругозор.
Повышается активность на уроках.
Слайд 27Информационные источники
И.А.Ильницкая
«Проблемные ситуации и пути их создания
на уроке».
А.М
Матюшкин
«Проблемные ситуации
в мышлении и обучении».
Г.А. Русских
«Подготовка учителя
к проектированию адаптивной образовательной среды ученика». М.Ладога-100, 2002.
Савенков
«Методика организации игр-исследований с младшими школьниками» ж-л «Практика административной работы в школе», 2004,№1.
В.Загвязинский
«Учитель как исследователь».
М. «Знание», 1980.