Слайд 1Теоретический семинар в МОУ СОШ № 9
«Развитие школьного самоуправления,
как средство воспитания граждан, способных внести вклад в построение демократического
общества и правового государства».
Октябрь 2010
Слайд 2Сверхзадача школы:
выпускать в жизнь новые поколения граждан, способных
внести вклад в построение демократического общества и правового государства.
Слайд 3Нормативная база для организации школьного самоуправления:
Закон РФ «Об образовании»:
- ст.35 «Управление государственными
и муниципальными
ОУ строится на
принципах единоначалия и
самоуправления»
- ст.50 «Права и социальная поддержка обучающихся» гарантирует школьникам право «… на участие в управлении ОУ, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений»
Слайд 4Государство
Школа
Самоуправление
учащиеся
родители
педагоги
Общественность
Слайд 5Сегодня школьное самоуправление
– это способ осуществления
права на участие
в управлении ОУ.
ШС не подчиняется, а влияет на работу школьной
администрации.
Надо определить круг вопросов, который школьная администрация не будет решать без совета с представителями школьников.
Слайд 6Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности,
будет
более востребована учениками и родителями.
Права человека и самоуправление –
необходимые
слагаемые успеха школы на этом пути.
Слайд 7Программа развития МОУ СОШ № 9 на 2010-2016 гг.
Получить хорошее воспитание можно
не только в своей семье или школе, но
и… у самого себя.
Д.С. Лихачёв
Цель: создание условий для формирования физически и нравственно здоровой личности образованной и культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации.
Задачи:
Обеспечить высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности, развивая возможности и способности, помогающие в самоопределении, самореализации ребенка.
Формировать человека мобильного: ответственного и инициативного, продуктивного и эффективного, обладающего основными компетентностями, помогающими выстраивать отношения с окружающей средой на основе гуманности, справедливости, толерантности.
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учащихся, способствующую их самоопределению, самореализации в современной жизни.
Слайд 8 Одним из средств достижения поставленных цели и
задач, является такое школьное самоуправление, которое делает учебно-воспитательный процесс самостоятельным
и реализуется в пяти «само»:
* самореализация,
* самодеятельность,
* самоуправление,
* самовоспитание,
* самообучение.
Слайд 9Тезисы о школьном самоуправлении:
Самоуправление – это право.
Школьное самоуправление – это
не «управление самим собой», а управление школой.
Самоуправление представляет интересы учеников,
педагогов и родителей, но не может ими командовать.
Самоуправление не может подчиняться директору школы, наоборот, оно влияет на его работу.
Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем.
ШС состоит из четырёх блоков:
Ученическое самоуправление;
Родительское самоуправление;
Педагогическое самоуправление;
Общешкольное самоуправление.
Самоуправление – это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления – свои полномочия.
Органы самоуправления можно разделить на представительные и исполнительные.
Слайд 10Формы ученического самоуправления:
Общественные приёмные по проблемам школам
Дискуссионный клуб
Школьная газета
Отряд вожатых
Штаб
досуга
Финансовая комиссия
Аналитическая группа
Правозащитный комитет
Комитет по общественным связям и др.
Слайд 11Направления деятельности органов ученического самоуправления:
Представительское,
Разрешение конфликтов,
Информационное,
Шефское,
Внешние связи,
Организаторское,
Правозащитное и др.
Слайд 12Выводы:
ШС открывает широкие возможности для воспитания у школьников активной гражданской
позиции и обучения лидерству.
Открывает возможности для активизации собственной деятельности ребят
по решению школьных проблем. Школа становится объектом инновационной активности учеников, а ученики , в свою очередь, участниками процесса модернизации образования.
Ученическое самоуправление должно рассматриваться не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института.
Слайд 13 Для становления ученического
самоуправления как самостоятельного общественного института, необходимо создать, как минимум, следующие
базовые условия:
1. Наделение УС правами по участию в управлении школой – реальными полномочиями, которые дают возможность серьёзно влиять на школьную политику.
2. Разработка технологии УС, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления.
3. Передача УС эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы.
4. Создание системы поддержки развития УС, в том числе на уровне образовательной политики, в области простраивания взаимодействия УС со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторской способности школьных активистов.
Слайд 14Планы на год:
Создать соответствующую нормативно-правовую базу ОУ по самоуправлению (Устав
школы, типовые положения и др.)
Провести анализ состояния самоуправления в ОУ
на сегодняшний день.
Корректировка и разработка воспитательных программ.