Слайд 1
Родительское собрание 6Б класс
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКА – ВАЖНАЯ
СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Самооценка и способы её коррекции.
Слайд 2
Большая ошибка – мечтать о себе больше,
чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь.
Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 3Что такое самооценка?
Самооценка - оценка личностью самой
себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
(Из «Психологического
словаря»)
Слайд 4Самооценка может быть:
— заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);
-
завышенной (из-за надуманной переоценки себя);
- адекватной, соответствующей реальному представлению о себе.
Слайд 5Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Адекватная самооценка
Активность
Находчивость
Общительность
Чувство юмора
Контактность
Слайд 6Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Заниженная самооценка
Пассивность
Мнительность
Обидчивость
Повышенная ранимость
Слайд 7 Подростков с низкой самооценкой можно разделить
на два типа. Для первого типа характерны неверие в свои
силы, невысокое мнение о себе. Такая самооценка часто формируется под влиянием родителей, которые постоянно указывают на его недостатки, предъявляя к нему жесткие, нередко заведомо невыполнимые требования. Его либо просто не хвалят, либо все успехи ребенка объясняют случайностью, а неудачи – неумелостью, неловкостью, глупостью.
Слайд 8Для детей второго типа характерна тяга к лидеру. Однако такая
дружба лишь способствует закреплению низкой самооценки и лишает удовольствия общения
с другими сверстниками на равных правах.
Слайд 9Низкая оценка в подростковом возрасте проявляется:
- в словах «У меня
это никогда не получится»;
- в упадническом настроении ;
- в
нежелании признавать свою вину «Я не виноват, что…»;
- в отрицательном отношении к школе и учителям «Учителя меня не любят», «Все равно поставят низкую оценку»;
- в низкой мотивации, низком уровне притязаний, отказе от попыток добиться какого-то успеха;
- в повышенной чувствительности к критике.
Слайд 10Уважаемые родители, если у вашего ребёнка низкая самооценка, значит, настало
время спросить себя: Когда и за что я последний раз
говорил(а) своему ребёнку «ты у меня молодец!». Вероятно, необходимо что-то пересмотреть в отношениях с ребенком, а быть может, и в отношениях в семье. Очень важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший на свете, самый умный, самый добрый, самый красивый. Ребенок вряд ли поверит в это с первого слова — ведь он укрепился в собственной никчемности. В такой ситуации вы должны быть тонкими психологами.
Слайд 11Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на
том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые
были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может, кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
Слайд 12Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением
относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе,
он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему - и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
Слайд 13Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать
ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача — научить
ребенка делать выводы из ошибок.
.
Слайд 14Для детей с высокой самооценкой и эгоцентрической позицией характерно стремление
занять лидерское положение в группе, причём любыми путями, и делают
они это не всегда приемлемыми способами. В результате сверстники, внешне признавая авторитет такого лидерства, тем не менее не любят лидера и при случае пытаются избежать контактов с ним.
Положительным моментом для развития подростка с повышенной самооценкой является вера в себя, свои силы, успех предпринимаемых дел.
Слайд 15Если у ребенка завышенная самооценка и он видит в себе
только положительные качества, то вряд ли ему легко строить отношения с окружающими,
находить с ними общий язык и приходить к устраивающему всех решению проблем. Такие дети более конфликты и чаще «опускают руки», когда им не удается достичь того положения и целей, которые соответствуют их видению себя.
Слайд 16Участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и победе
не обойтись. И чтобы ребёнок не возгордился, необходимо повторять: ты
молодец, ты лучше всех, но только на беговой дорожке. И даже если твои соперники бегут медленнее тебя, это совсем не значит, что ты лучше их во всём и они меньше тебя заслуживают уважения.
Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.
Признав исключительность ребенка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя, — лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
Слайд 17Как проявляется уровень самооценки в поведении?
1. Снижается способность любить
и понимать других.
2. Подсознательно придумываются прикрытия, которые помогают спрятаться
от мира.
3. Снижается эффективность учебы.
1. Часто бывают агрессивны с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
2. Стремятся любыми путями и способами быть лучше других.
3. Живут с формулой "Я - самый лучший (сильный, красивый, умный) Вы все должны меня слушать".
Заниженная
Завышенная
Слайд 18Результаты тестирования учащихся
Слайд 19Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки ребёнка
1. Не оберегайте
ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать все за него.
2.
Оставляйте ребенку право выбора.
3. Поощряйте инициативу.
4. Не забывайте, что ребенок внимательно наблюдает за вами.
5. НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.
6. Не бойтесь показывать свою любовь!
Слайд 20Умение видеть ситуацию с разных сторон
Слайд 22Выводы:
Постараться понять детей и эффективнее помогать им в
преодолении трудностей их развития.
Оценки взрослых, укореняясь в сознании
ребенка, становятся их собственными оценками.
Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку.
Постоянные упреки, указания только на ошибки и недочеты, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка.
Слайд 23«Если ты потерял деньги – ты ничего не потерял; если
ты потерял честь – получи славу, и ты найдешь честь;
если ты потерял уверенность в себе – ты потерял все»
Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 24Людям невозможно дать чужие крылья. Они должны вырастить свои.
Монах Симеон
Афонский