Слайд 1
Разграничение полномочий участников образовательного процесса при профилактике и коррекции асоциального
поведения.
Педагог-психолог
МОУ «Гимназия №5» г.Саратов
Тарасенко Татьяна Ивановна
Вина за преступный характер лежит
не на индивиде, а на системе, в которой он воспитался.
Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, и преступлений
больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на
создание привычек к порядку, регулярности, воздержанности,
труду – и человек будет обладать этими качествами.
Роберт Оуэн.
Слайд 3В компетенцию образовательных учреждений входит
(закон №120-ФЗ «Об образовании»):
1. Оказание
социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или
поведении, либо проблемы в обучении.
Слайд 42. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или пропускающих по
неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению
основного общего образования.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Слайд 53. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
Семья, находящаяся в социально-опасном
положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а
также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Слайд 64. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков,
клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
5. Осуществление мер
по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
Слайд 7При профилактике асоциального поведения образовательное учреждение выполняет следующие задачи:
Ликвидация пробелов
в знаниях учащихся.
(классные руководители, учителя-предметники)
Ежедневный
контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей. Организация помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками.
Если учащийся не усваивает учебную программу, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».
Слайд 8 2. Борьба с прогулами занятий.
(классные руководители)
У ученика, прогулявшего хотя
бы день занятий, если не принять своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы.
Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия.
Если прогулы носят систематический характер, подключаем заместителя по УВР, социального педагога, работников милиции и КДН.
Слайд 9 3. Организация досуга учащихся
(заместитель по
УВР , ВР, классные руководители, учителя-предметники)
Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск асоциального поведения.
Слайд 10
4. Пропаганда здорового образа жизни.
(заместитель по
ВР, медработники, классные руководители)
потребность в знаниях о здоровье
и здоровом образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
Слайд 11Формы работы
беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве
приоритета сами учащиеся;
беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при
поддержке классного руководителя самими учениками;
встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
«классный видео-час», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
Слайд 125. Правовое воспитание.
(заместитель по ВР, классные руководители)
Проведение бесед о
видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для
подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.
На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
(заместитель по ВР, классные руководители)
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
(заместитель по ВР, классные руководители)
Слайд 13 8. Работа по выявлению учащихся и семей,
находящихся в социально-опасном
положении
(классные руководители, социальный педагог)
классные руководители и социальный педагог знакомятся
с жилищными условиями учащихся,
в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи,
составляют акты обследования жилищных условий,
выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Слайд 14Обучение родителей способам общения с «трудными детьми»
установление доверительных отношений
между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью
понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка, для осознания того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Слайд 15
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
(заместитель по
ВР, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог)
Выявление детей с асоциальным поведением.
Постановка
на внутришкольный контроль.
Разработка индивидуальной воспитательно-образовательной программы .
Слайд 16Процедура постановки на внутришкольный контроль
(социальный педагог)
заявление (информация о конкретных
отклонениях от социальных норм в поведении, например, систематические прогулы, склонность
к бродяжничеству, или вымогательству, агрессивные действия и т.д.)
сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.
Слайд 17Информационный блок
педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;
заключение школьного
психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций,
эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения; сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе, его отношения в классном коллективе.
заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);
акт обследования жилищных условий;
полная информация о семье (состав, материально-бытовые условия, образовательный уровень родителей, род занятий, характер взаимоотношений родителей с ребенком).
Слайд 18
Коррекция асоциального поведения
(заместитель по УВР , ВР,
классные руководители, учителя-предметники)
Индивидуальная воспитательно-педагогическая программа - система
управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с асоциальным поведением.
Слайд 19
Социально-психологическая служба
–
как инновационная форма работы с детьми асоциального поведения и их
семьями.
(социальный педагог, педагог-психолог совместно с заместителем по ВР, учителями-предметниками, классными руководителями).
Слайд 20Социально-психологическая служба предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов,
учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур
с ними для оказании реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям, проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально-психологической работы с учащимися и их семьями важно достичь понимание и принятие друг друга. Для ребенка реальны: СЕМЬЯ, ШКОЛА (коллектив формально определенных сверстников), ДВОР (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно:
РОДИТЕЛЬ----------------РЕБЕНОК--------------УЧИТЕЛЬ
Слайд 21Цель социально – психологической службы
Создание условий для развития социально адаптированной
личности учащегося
Слайд 22Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком,
а если с группой, то небольшой, если с семьей, то
с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Слайд 23Основные направления работы специалистов службы
Социальный педагог
Проверка посещаемости занятий учащимися.
Составление социального паспорта школа. Составление
картотеки детей асоциального поведения.
Составление картотеки асоциальных семей.
Помощь в составление планов классным руководителям по индивидуальной работе с детьми асоциального поведения. Профилактические беседы с «трудными» учащимися и их родителями.
Участие в проведение Совета профилактики, административных совещаний, малых педсоветов.
Тесное контактирование с ПДН, КДН, районным инспектором по охране детства, работниками социальной сферы.
Развитие индивидуальных способностей учащихся.
Оказание социально-психологической помощи и поддержки учащимся. Посещение детей асоциального поведения и их семей.
Психолог
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.
Диагностика индивидуальных способностей учащихся.
Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета, участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.
Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с «трудными» учащимися. Помощь педагогам по составлению планов по самообразованию.
Разработка и составление психодиагностического инструментария. Индивидуальное планирование работы с детьми асоциального поведения.
Слайд 24Повысить социально – психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного
и семейного общения.
Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
Цель работы:
Слайд 25Средства достижения цели:
1. просвещение родителей, педагогов, учащихся (семинары для педагогов,
учащихся; родительские собрания, классные часы, помощь в самообразовании педагогов)
2. консультирование
(психологическое, правовое, профессиональное)
3. профилактика (правонарушений, безнадзорности и беспризорности; наркомании, табакокурения, алкоголизма)
4.развитие индивидуальных способностей учащихся (коррекционно-развивающие занятия для учащихся начальной школы; психологические игры и тренинги для учащихся среднего и старшего звена; помощь в выборе проведения досуга)
5. проведение школьных социальных акций («дети – детям», «ветеран живет рядом»)
Слайд 26 Социально-педагогическая реабилитация
преодоление школьных и семейных репрессий
в отношении запущенных детей и подростков,
разрешение конкретных ситуаций,
преодоление обструкции
по отношению к ним со стороны сверстников,
коррекция их отношения и поведения,
восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.
Психолого-педагогическая реабилитация
восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.
Слайд 27
Самое прекрасное зрелище в мире – это ребенок, уверенно
идущий по дороге жизни, после того как
мы показали ему
путь…