Разделы презентаций


Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения

Содержание

Тревожность – это устойчивая индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющая отрицательную эмоциональную окраску.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»  

«Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения»  

Слайд 2 Тревожность – это устойчивая индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется

повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющая отрицательную эмоциональную

окраску. Тревожность может развиваться у человека в любом возрасте

Тревога - это эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, эпизодическое проявление беспокойства, нередко без всякого внешнего повода.

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки.

Тревожность – это устойчивая индивидуальная психологическая особенность человека,

Слайд 3


Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и

деятельности в виде состояния тревоги

2. Скрытая тревожность:
-теребление волос;


постукивание пальцами по столу;
-неадекватное спокойствие;
- уход от ситуации.


Открытая тревожность - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги2.  Скрытая

Слайд 4Формы тревожности
Личностная т.- является стабильным свойством личности;
Ситуативная т. - связана

с конкретной внешней ситуацией;
Школьная тревожность

Формы тревожностиЛичностная т.- является стабильным свойством личности;Ситуативная т. - связана с конкретной внешней ситуацией;Школьная тревожность

Слайд 5Школьная тревожность
– это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого

школьного эмоционального неблагополучия.

Школьная тревожность – это специфический вид тревожности,

характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это

Слайд 61. Физическое пространство школы:
Темные коридоры, раздевалки, туалеты, большое количество людей

1. Физическое пространство школы: Темные коридоры, раздевалки, туалеты, большое количество людей

Слайд 72. Человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы «ученик – учитель

– администрация - родители»:
неадекватные ожидания со стороны родителей
Чем более

родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность.

2. Человеческие факторы, образующие социальную подсистему школы «ученик – учитель – администрация - родители»: неадекватные ожидания со

Слайд 8неблагоприятные отношения с педагогами
одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и

к «слабым» ученикам,

нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от

обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося.

завышенные требования педагога, не соответствующие возрастным возможностям детей.

неблагоприятные отношения с педагогамиодинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины,

Слайд 9! Стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для

тех детей, которые уже имеют тревожность или находятся в состоянии

«тревожной готовности»,
то есть чувствуют себя беспомощными, не имеющими защиты, возможностей сопротивления.

! Стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех детей, которые уже имеют тревожность или

Слайд 10Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом
Ситуация установления новых взаимосвязей

может выступать для тревожных детей мощным стрессогенным фактором усиливающим тревожность


и, как следствие, снижающим эффективность их деятельности (как учебной, так и в плане общения, поведения).
Смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом Ситуация установления новых взаимосвязей может выступать для тревожных детей мощным

Слайд 113. Программа обучения
- учебные нагрузки
Исследования психологов показывают, что

после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших

школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности.
Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва.
3. Программа обучения 	- учебные нагрузки  Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у

Слайд 12Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум

один полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться

к выполнению домашних заданий и других школьных дел.



Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он

Слайд 13Неспособность учащегося справиться со школьной программой
Выбор учебной программы, не соответствующей

уровню развития психических функций (мышления, память, внимание, речь), состоянию здоровья

ребенка, имеющимся знаниям-умениям-навыкам способствует увеличению тревожности.
При этом чем сложнее программа (и соответственно выше требования к способностям ребенка), тем ярче дезорганизующее влияние тревожности.

Неспособность учащегося справиться со школьной программой Выбор учебной программы, не соответствующей уровню развития психических функций (мышления, память,

Слайд 14Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
После болезни ребенок не хочет

идти в школу
Ребенок по несколько раз перечитывает одни и

те же
книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы,
отказываясь от всего нового.
Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок,
например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности
Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.
Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.


Проявление школьной тревожности в поведении учащихсяПосле болезни ребенок не хочет идти в школу Ребенок по несколько раз

Слайд 15КАК ЖЕ БОРОТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ?
- Главное, что должны

сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение

успеха.

КАК ЖЕ БОРОТЬСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ? - Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это

Слайд 16«Формула ученического счастья"
ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная

состоятельность)
строить и поддерживать приемлемые отношения с учителями и одноклассниками

(коммуникативная состоятельность)
- вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности)

«Формула ученического счастья

Слайд 17 Ученики пытаются достичь "счастья" всеми способами.
А если им этого

не удается, у них может возникать тревога.
При чем если

количество тревожных ситуаций велико и постоянно состояние ситуативной тревоги может перейти/ трансформироваться в личностное качество тревожность.

Ученики пытаются достичь

Слайд 18Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми:

Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям.

Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.


Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми:     Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать

Слайд 19Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку,

должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех. При выполнении

заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.


Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его

Слайд 20Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не

в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами

и неудачами ребенка.
Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только

Слайд 21Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.


Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый».
Ситуация

публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа

Слайд 22Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо

подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем

сейчас, что потом и т.д.
Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.
Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план:

Слайд 23Плакат с «заклинаниями-девизами»
Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я

не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не

сделаю правильно».
Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с заклинаниями (внутренними девизами):
«Я смогу это!»,
«Попробуй – и результат обязательно будет!»,
«Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!»,
«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Плакат с «заклинаниями-девизами» Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно»,

Слайд 24Ищите два плюса на каждый минус
Введите правило: когда услышите, что

ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите

о его работе не менее двух позитивных утверждений.
Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный.
Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретны.

Ищите два плюса на каждый минус Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и

Слайд 25Декларация «Я могу»
В голове тревожного ребенка, как только он получает

задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не

сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Попросите школьника повторять это перед сложным заданием или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Декларация «Я могу» В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка

Слайд 26Рассказывайте об ошибках (игра «Классный пароль»)
Дети часто видят избирательно. Тревожные

ученики могут видеть свои ошибки, но не видеть ошибок у

других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, начав разговор об ошибках.
Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса – рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя изолированными.
В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.
Рассказывайте об ошибках  (игра «Классный пароль») Дети часто видят избирательно. Тревожные ученики могут видеть свои ошибки,

Слайд 27Показывайте ценность ошибки как попытки
Нужно признать, что больше ошибок делают

люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется.

Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».
Показывайте ценность ошибки как попытки Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а

Слайд 28Подчеркивайте любые улучшения
Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!»

Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на

каждый верный шаг при решении.

Подчеркивайте любые улучшения Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью

Слайд 29Раскрывайте сильные стороны своих учеников
Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются

в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание

на сильные стороны ученика. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради.
Обратить внимание на свои сильные стороны можно помочь, играя например в «Классный пароль». В данном случае ученик должен назвать свою сильную сторону, позитивную личностную характеристику или талант, тогда учитель отпустит его на перемену. Чтобы игра занимала меньше времени, можно попросить учеников подготовить записочки и отдать вам, как будто это билет «на выход» из класса.


Раскрывайте сильные стороны своих учениковТревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство

Слайд 30Стенд "Звезда недели"
Раз в неделю вся информация будет посвящена успехам

конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит

возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно с детьми.
Стенд

Слайд 31"Цветок достижений"
В центре цветка - фотография ребенка.
А

на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о результатах ребенка,

которыми он гордится

Слайд 32Психогимнастические упражнения
Игра «Школа для животных», помогающая развить гибкость поведения в

ситуации урока. 
Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер

животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников-лидеров).
Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т. д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение.

Психогимнастические упражненияИгра «Школа для животных», помогающая развить гибкость поведения в ситуации урока. 			Каждый участник рисует себя в образе

Слайд 33Рисование своего страха и других эмоций
Придуманные сказки и истории со

счастливым концом. Герой сказки обязательно добивается успеха, хотя на его

пути встречаются преграды (можно рисовать, можно просто рассказывать)

Рисование своего страха и других эмоцийПридуманные сказки и истории со счастливым концом. Герой сказки обязательно добивается успеха,

Слайд 34Снятие мышечного напряжения, релаксация
"Драка" Цель: расслабить мышцы нижней части лица и

кистей рук. "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните,

крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
"Штанга"
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.

Снятие мышечного напряжения, релаксация

Слайд 35Советы родителям тревожного ребенка
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет

других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много

ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Советы родителям тревожного ребенка1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя

Слайд 36Литература
Азарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева

И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.

Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика.. СПб, Речь, 2006
.Михайлова В. Истоки детской тревожности.http://www.s-meridian.com/child/manner/anxiety.html.
.Прихожан А. Под гнетом школьной тревожности http://dp.17ya.ru/?p=3560
Картинки взяты на различных интернет-сайтах
ЛитератураАзарова Т. В., Битянова М. Р., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе.

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика