Слайд 1
Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе
«учитель – ученик»
Слайд 2Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.
Успех
– результат подобной ситуации. Успех прежде всего связан с чувствами
радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы.
Слайд 3 В детском возрасте эмоциональные отношения к миру составляют
основу существования ребенка.
Слайд 4Каково влияние успеха на эффективность обучения?
Слайд 5 Успех в учении – единственный источник внутренних сил,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
(В.А. Сухомлинский)
Слайд 6
«Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может
коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и
стиль его деятельности, его взаимоотношений с окружающими»
(А.С. Белкин)
«Если ребенок терпит неуспех, это сразу расхолаживает его. За неудачей, как правило, ничего хорошего не последует, в то время как успех может стать громадным стимулом к дальнейшей деятельности»
(Т. Orlik )
Слайд 7Позитивные моменты:
переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
появляется
желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость
от успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Слайд 8Негативные моменты:
успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке,
точнее, к завышенной оценке своих возможностей;
за сильным переживанием какой-либо эмоции
обязательно следует расслабление: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;
переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;
эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.
Слайд 9 Эмоции успеха-неуспеха влияют на побуждение к деятельности, регулируют
и результируют ее, воздействуя, тем самым, на общее состояние человека.
Слайд 10 Успех может быть специально организован для кого-то,
но
может быть и создан активностью субъекта для самого себя.
Слайд 11Как соотносятся между собой понятия «успех» и «успешность» учения
Если успех
– это эмоциональное переживание, то успешность – это качественная
характеристика результатов УД конкретного ребенка.
Успех может стать для учащегося «своего рода спусковым механизмом» для реализации успешного учения.
Достигнутый Ребёнком успех переживается интенсивно, особенно в начале обучения.
Слайд 12 Переживаемый в УД успех благотворно влияет на все
многообразие отношений Ребёнка: на эмоциональные отношения с родителями, с учителем,
с одноклассниками; на активное интеллектуальное отношение к процессу познания и самому учению как разновидности умственного труда.
Слайд 13Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся
сразу?
Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные
учителем приемы и условия?
Слайд 14Успех сугубо индивидуален.
Значимость его определяется нормами, установленными заранее: учащийся
каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.
Слайд 15Ситуация успеха в УД – комплекс оптимальных приёмов, который способствует
включению каждого ученика в активную УД на уровне его потенциальных
возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.
Слайд 17Мотивационный этап
Учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся,
организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для
предстоящей деятельности.
Слайд 18Операционный этап
Педагог с помощью различных приемов
обеспечивает учащемуся условия для выполнения УД
Слайд 19Результативный этап
Результативный этап деятельности учителя является диагностирующим
в его работе, определяющим прогнозы на будущее.
Ученик также корректирует свою
деятельность с помощью учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.
Слайд 20 Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи,
на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к
предстоящей деятельности, на операционном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Слайд 21
Ситуация успеха, «перерастает» из приема в педагогическое
условие активизации УД только в том случае, если происходит смена
позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом УД, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.
Слайд 22 Завершите предложение:
«В этом вопросе мне кажется
самым важным….»
Слайд 24На степень активности, меру включенности Ребёнка в УД влияют:
личная
заинтересованность ученика в получении знаний;
уровень общеучебных умений и навыков учащегося;
взаимоотношения,
сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога;
характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе;
отношения родителей или других референтных лиц к самому процессу получения образования, в целом, и к отдельным предметам, в частности;
стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе.