Слайд 2Задачи и функции науки методики обучения биологии
Да
ет
от
ве
Т
на
во
пр
о
сы
Основные компоненты ПО
Основная задача методики-
научить
Теория и
методика обучения биологии –отрасль педагогической науки, исследующей процесс обучения биологии и условия повышения его качества, достижения социальных и личностных ( ученических ) целей.
Каковы цели ( обучающие,
воспитательные и развивающие),
чего планируем достичь
Содержание
( отбор биологического материала
из науки)
Организация процесса
обучения ( выбор методов, форм,
средств).
Познавательные возможности
учащихся.
Результаты обучения
Конкретизировать цели
по классам, темам, урокам
Отбирать содержание в
соответствии с целями
и возрастными возможностями
Планировать, моделировать
методы, формы,средства, с учетом
содержания и возрастных
возможностей.
Программировать результаты
обучения
Зачем
учить?
Чему
учить?
Как
учить?
Слайд 3Методика обучения биологии как наука
МОБ- знания о
методах обучения биологии, точней о способах действий учителя.
система научных знаний
о методических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей и методических закономерностей, принципов , позволяющих описать, объяснить и прогнозировать процесс обучения биологии в школе.
Целостная система проектирования и организации процесса обучения, основанного на определенной дидактической и методической теории, эффективность применения которых на практике во многом зависит от творчества учителя.
Предмет науки - процессов обучения биологии , теории и практика, обучения воспитания и развития учащихся, на основе применения учителем закономерностей его осуществления .
Ц
Е
Л
и
Содержание Способы Методы Формы органи- Результаты
усвоения обучения зации обучения
К
он
тр
о
ль
Биологические
знания,
умения,
опыт творческой деятельности и
ценности
Восприятие,
осмысление,
понимание,
запоминание,
Решение
проблем,
Ценности
личности
Рассказ,
Беседа,
дем.опыта,
Наблюдение,
иллюст.
Задание для
сам. раб.
Решение
проблем
Урок,
Экскурсия.
Школьная лекция.
Индивд. лаб раб.
группов. работа,
Обобщ, вводный
Проблемный урок.
развитие у
личности:
Биологических
знаний,
умения,
опыт творческой
деятельности
ценностного
отношения к живой
природе здоровью
деятельность учителя и деятельность учащихся
Предметом методики школьного биологического образования как науки является теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на достижение целей школьного биологического образования.
Слайд 4Специфика методики обучения биологии – как педагогико-психологической науки
Специфика школьного биологического
образования заключается в том, что она формирует предметные знания:
1)
понимание Жизни как величайшей ценности;
2) осознание биосферы как условия существования и развития Человечества;
3) биологической картины мира в центре которой живые системы разных уровней организации;
4) о способах профессиональной деятельности и подготавливает учащихся к жизни и труду в сферах связанных с биологией (сельское хозяйство, медицина, биотехнология, генетика и т.д.).
Специфика школьного биологического образования заключается в том, что она формирует предметные - специальные умения:
Изучать биологические объекты с помощью микроскопа, биологических опытов, наблюдений, описывать их и др.;
Распознавать и описывать ( на таблицах, живых объектах, ) организмы все царств живой природы;
Выявлять сущность процессов ( приспособленности, наследственности, изменчивости и др.)
Определять животных и растения;
Анализировать и оценивать воздействие факторов в экосистемах, человека на них;
Поиск биологической информации.
В результате обучения, воспитания и развития средствами школьной биологии - специфические качества личности – биологическая культура ученика, индивидуальная культура здоровья.
Методика обучения биологии –наука (теории и практика ) об обучении , воспитании и развитии учащихся средствами школьной биологии направленные на достижение общеобразовательных и специальных ( предметных) целей - биологического образования. Это педагогическая наука являющаяся приложением принципов дидактики к процессу обучения биологии.
Слайд 5Резюме
1) Как наука - методика изучает теорию и практику
обучения биологии, воспитания и развития учащихся и содержит знания об
этом.
2) Методика обучения биологии - система методических (предметных, специфичных ) знаний о целях, содержании, методах, формах и средствах обучения биологии. О результатах биологического образования, критериях их достижения и оценке.
3) В процессе развития наука методика обучения биологии открывает методические теории, законы и закономерности о том, как эффективно достигать продуктивные результаты в обучении, воспитании и развитии личности при изучении живой природы, своего организма, для сохранения здоровья человеком в процессе обучения биологии,
4) Методика биологического образования развивается за счет развития дидактики и психологии, их закономерностей, принципов обучения, воспитания и развития учащихся.
Методическая система обучения биологии – упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов процесса обучения – целей, содержания, методов, форм и средств обучения биологии, направленных на решение задач биологического образования
Слайд 6Характеристика основных категорий биологического образования. Язык методики обучения биологии.
Биологическое
образование. Исходя из Закона РФ «Об образовании» - биологическое образование
- это целенаправленный процесс обучения и воспитания, развития школьника с учетом интересов общества, потребностей, интересов и жизненных планов школьника, его индивидуальной биологической культуры и индивидуальной культуры здоровья.
Процесс обучения понимается как совместная деятельность ученика и учителя и включает в себя преподавание и учение.
Преподавание – это деятельность учителя по:
организации учебно- познавательной деятельности учащихся и усвоения биологических знаний;
это деятельность учителя по развитию когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности, способностей и творчества.
Целью преподавания школьной биологии является организация эффективного учения каждого ученика, его воспитания и развития.
Подход к преподаванию как процессу «передачи знаний» в современной методике рассматривается как неправильный, так как знания, умения и навыки – не вещественные предметы и их передать невозможно.
Обучение – процесс передачи биологических знаний и формирования умений;
обучение – процесс организации деятельности учащихся, с целью ОВР;
обучение – двусторонний процесс взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничества;
обучение – процесс сотрудничества, совместной деятельности учителя и учащихся, деятельности сознательной и активной;
обучение, по внутренней своей сущности – это те процессы, которые происходят в голове ученика под влиянием окружения и ведут к формированию знаний, вооружают умением оперировать в определенных условиях.
Слайд 7Учение, учебная деятельность
Учение – это деятельность ученика, процесс переработки биологической
культуры,
в собственный личностный опыт, его развитие под воздействием обучения. Процесс
учения подразумевает:
изучение, означающее «достичь учением, усвоить в процессе обучения»;
усвоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков, определяемые как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта»;
самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
освоение, как «процесс усвоения уже созданного человечеством опыта и создание собственного образовательного продукта»( (А.В..Хуторский )
познание, то есть «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания»;
осознание личностного смысла и социальной значимости биологических культурных ценностей и человеческого опыта, живой природы.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, самореализация и развитие личности. Результаты учения выражаются в развитии общей и биологической культуры, интеллектуальных и творческих способностей.
Слайд 8Чем обучение отличается от воспитания?.
Что такое развитие личности средствами
биологии?
Воспитание охватывает «верхние этажи» структуры личности – формирование направленности
личности: ее убеждений, установок, мировоззрения, интересов, идеалов, стремлений и желаний (Платонов К.К.).
Воспитание характеризуется также как передача исторического и культурного опыта в процессе индивидуального познания биологии от поколения к поколению.
Воспитатель: передает опыт накоплений человечеством; вводит в мир культуры (биологической, экологической, генетической и др.); стимулирует к самовоспитанию. Через содержательный потенциал биологии, личность учителя и социум ребенок социализируется, воспитывается. Воспитанник овладевает опытом человеческих отношений, основами биологической культуры; самосовершенствуется; обучается способам общения и видам поведения.
В результате воспитанник формирует свое мировоззрение, понимание мира и отношение к людям и самому себе, к живой природе к своему здоровью ( позитивное, негативное, нейтральное, прагматическое, эстетическое).
Систему воспитания средствами биологии составляет – умственное, нравственное, физическое, гигиеническое, трудовое, экологическое, формирование экологической, гигиенической, и культурой индивидуального здоровья.
Биологическое образование обеспечивает также развитие личности школьника. Под развитием понимается:
объективный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного закономерного изменения физических, психических и духовных сил человека (Б.Б. айсмонтас) ;
процесс внутренних изменений ученика, его физических, психических, духовных сил, обеспечивающих ему самореализацию;
процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающего реализацию его жизненного потенциала и назначения.
Связь обучения и развития – давняя проблема психологов и педагогов, которая отражается тремя точками зрения:
– обучение и развитие – это независимые друг от друга процессы (Фрейд, Ж. Пиаже);
– обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк);
– обучение может следовать за развитием или опережать его (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др
Слайд 9Основные принципы совершенствования
современного биологического образования
. Накопленный опыт ( 250
лет) ценен, но требуется совершенствование ШБО.
Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической
и практической подготовки молодого человека к современной жизни. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно- теоретических знаний по биологии.
Гуманитаризация и гуманизация– система мер, направленных на приоритетное развитие личности ее социокультурного опыта через усвоение содержания. Гуманизация - и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых; это формирование готовности решать главные социальные проблемы на благо и во имя себя, человека; ориентация на культуру и духовно- нравственные ценности: быть экологически, экономически и генетически грамотным человеком.
Дифференциация биологического образования – это ориентация образовательных учреждений на удовлетворение и развитие разных интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебной дисциплины - биологии на обязательную и модули по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных программ для отдельных учащихся в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. Школьное биологическое образование строится на реализации документа -государственного стандарта по биологии.
Вариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и принятию решения относительно будущего образования и проф. деят-ти На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать тип образовательного учреждения, программу или учебник по биологии, темпы обучения, достигать различного уровня образованности, а также дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Слайд 10 . . Законы, закономерности процесса обучения биологии.
Под законом обучения
биологии понимается необходимые устойчивые, существенные, повторяющиеся отношения между явлениями и
ситуациями процесса обучения. Они позволяют прогнозировать результат.
Закономерности процесса обучения - объективные, существенные, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Закономерности обучения выступают проявлениями основных законов.
Закон социальной обусловленности целей, содержания обучения. Государство и общество формируют социальный заказ образованию. определяют образовательную политику.
Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. В условиях биологического образования школа и учитель своей организующей мотивирующей и развивающей деятельностью обучают ребенка, оно ведет за собой воспитание и развитие ( Л.С. Выготский), оказывают влияние на формирование качеств личности.
Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. От того, насколько ученик выступает субъектом - активен, деятелен, учится самостоятельно, реализует свой социально- природный механизм развития, каким является познавательная активность, зависит продуктивность обучения. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают содержание , активные формы и методы, технологии обучения, так как они организуют предметную деятельность учащихся. Результат обучения биологии выражается образовательными продуктами ученика ( знаниями, умениями и др. качествами личности.
Закон целостности и единства образовательного процесса. В современной методике обучения биологии обосновано, что все компоненты и явления процесса образования взаимосвязаны и обусловливают друг друга, определяют результат образования. Например, невозможно добиться эффективных результатов обучения, если рассматривать в качестве его основы только содержание образования (так называемый «предметный центризм») в отрыве от образовательных технологий и методов обучения, например.
Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей природной и духовной сущности каждый ученик – творческая личность, так как имеет базовую потребность в виде творческой самореализации (К. Роджерс). Степень реализации творческого потенциала учеником зависит, прежде всего, от его активности, а также внешних условий и образовательных технологий, средств. Чем больше учитель индивидуализирует процесс обучения, учитывает темп и возможности индивидуального познания, выбирает природосообразные технологии, методы и формы обучения, тем вероятней, что будут созданы условия для творческой самореализации ученика.
Слайд 11Закономерности процесса обучения
Закономерности целей обучения
• Эффективность образовательного процесса определяется
сбалансированностью целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, общественных, национально-региональных, школьных,
учительских, ученических, родительских и др.
• Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в создании личностного компонента содержания образования.
• Цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными особенностями обучаемых в динамике их развития.
Закономерности содержания обучения
• Эффективность обучения определяется способами структурирования содержания образования: наличием концентров, соотношением и взаимообусловленностью его частей, чередованием интеграционных элементов с детальным рассмотрением его составляющих, наличием в целостной системе компонентов индивидуального ученического содержания образования.
• Содержание школьного образования, играющего роль среды (открытое содержание образования), в большей степени определяет возможность
Слайд 12Закономерности технологий, форм и методов обучения
• Эффективность обучения зависит от
видов и способов деятельности, от их соответствия возрастным и другим
индивидуальным особенностям учеников.
• Уровень развития ученика определяется их индивидуальными способностями и уровнем развития умениями учебной деятельности.
Закономерности использования средств обучения
• Использование в качестве средств обучения реальных объектов познания (гербарии, экспонаты приборы, живые объекты и т. п.) обеспечивает природосообразный характер обучения, поэтому оказывается для учащихся более доступным и эффективным, чем познание, начинающееся с теоретических абстракций.
• Построение учебников биологии на деятельностной основе (когда предусмотрены многообразные виды деятельности по изучению живой природы и организма, здоровья человека) усиливает развивающий эффект образования.
Закономерности системы контроля и оценки результатов обучения
• Диагностика личностных образовательных приращений ученика, качеств и свойств личности, оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов.
Выявление методических закономерностей происходит на основе анализа практики обучения биологии. Поэтому каждая закономерность (их совокупность) имеют границы применимости, определяемые экспериментально
Слайд 13МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
БИОЛОГИИ.
Под методологией понимают учение о принципах
построения, формах и методах научно - исследовательской теоретической и практической
деятельности.
К методологическому аппарату исследования в области методики обучения биологии относятся следующие категории
проблема это совокупность вопросов, фиксирующих пробелы в научных знаниях;
тема -название исследования (обозначает новый познавательный и практический материал, который предполагается освоить);
актуальность исследования, которая определяется противоречием между, например современными задачами, стоящими перед биологическим образованием и сложившейся практикой обучения биологии, не позволяющей решать эти задачи, и отсутствием теоретической базы, необходимой для их решения; при обосновании актуальности исследования производится анализ сложившейся практики обучения, состояния проблемы в науке, результатов собственных педагогических исследований
проблема исследования, которая следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования;
цель исследования, которая показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования, т.е. тот научный результат, который должен быть получен;
объект –та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело, область действительности, на которую направленно исследование; пр его определении обычно следует дать ответ на вопрос, что рассматривается;
предмет исследования –это сторона, тот аспект объекта который рассматривается, система отношений, функций в объекте (показывает как рассматривается объект исследователем);
задачи это условия, которые необходимо выполнить, чтобы была доступна цель;
гипотеза это научно обоснованные допущения, предположения, истинное значение которого подлежит проверке; эмпирически подтвержденная гипотеза становится законом или теорией.
Методами педагогического исследования называется совокупность методов и приемов, направленных на изучение педагогической действительности, явлений и решения научно- методических проблем.
Теоретические методы применяются для осмысления закономерностей изучаемых явлений. Эмпирические методы используются для накопления фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов.
Слайд 14Логика исследования методических проблем: от наблюдения пед. процесса к осмыслению
проблем и к практике - их решению.
Этапы педагогического (методического)
исследования
1.Определение «пробелов» в научных знаниях (проблем, предмета)
2.Анализ литературы с целью определения путей решения проблемы.
3.Изучение опыта, состояние вопроса на практике.
4. Анализ опыта с целью определения путей решения проблемы.
5. Изучение практики и проблем в ней
6.Определение темы
7. Создание рабочей гипотезы, определение методики исследования
8. Коррективы, уточнения, проверка гипотезы через определенную методику.
9.Проверка в условиях массовой школы,(образоват. учреждения)
10. Организация опытной работы.
11 Эксперимент педагогический ( контрольные и экспериментальные классы).
12.Анализ, полученных данных,
13. Построение выводов и /или теории.