Слайд 1Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение «Тальменский детский сад № 2»
Тальменского района Алтайского края
Проектная деятельность в детском саду
( из
опыта работы) Составитель: старший воспитатель Чащина Л.А.
апрель 2012 г.
Слайд 2Проектный совет ДОУ
В проектный совет ДОУ вошли:
*заведующий – Заболуева В.П.
*старший
воспитатель – Чащина Л.А.
*воспитатели – руководители проектов :
Зеленко Т.И., Хренкова Н.Ф., Зенченко А.А., Маргасьян Н.Г., Мещерякова О.С.,Галецкая С.И.
*председатель Совета ДОУ – Зенченко И.И.
*председатель Попечительского Совета– Литвяков А.В.
*председатель родительского комитета- Сухинина А.Н.
Слайд 3Проектный совет успешно выполняет поставленные перед собой цели и задачи:
-руководит
образовательными проектами по приоритетным направлениям развития ДОУ;
-разрабатывает стратегии деятельности ДОУ
в режиме развития;
-собирает и обрабатывает информацию о деятельности педагогов ДОУ;
-ведёт контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ по приоритетным направлениям развития;
-обеспечивает взаимодействие ДОУ с учреждениями посёлка;
-участвует в организации повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ по приоритетным направлениям развития
Слайд 4Педагогическое проектирование
Сегодня метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги
не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты
на самые разные темы с воспитанниками и их родителями
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Слайд 5Основные этапы проектировочного метода:
*анализ образовательной ситуации;
*проектирование системы работы
ДОУ по решению проблем развития детей;
*проектирование образовательной среды;
*координация
работы всех специалистов ДОУ;
*технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива;
*разработка и реализация мониторинговых процедур для отслеживания эффективности мероприятий
Слайд 6Жизненный цикл проекта
У каждого проекта есть жизненный цикл, в состав
которого входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки, реализации и завершения.
Проект заканчивает существование тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признаётся жизнеспособным.
Слайд 7Основные требования к использованию метода проектов в детском саду
*в основе
любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
*проект
– это «игра всерьёз»; результаты её значимы для детей и взрослых;
*обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике
Слайд 8Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей)
1.Ставим перед собой
цель, исходя из интересов и потребностей детей
2.Вовлекаем дошкольников в решение
проблемы (обозначение «детской» цели)
3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)
4.Обсуждаем план с семьями
5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
6.Вмсете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте
Слайд 9 Последовательность работы воспитателей
7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)
8.Проводим
занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
9.Даём
домашние задания родителям и детям
10.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей
11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.
12.Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта
Слайд 10Программа развития – долгосрочный проект
Без грамотного планирования невозможно достичь высоких
показателей, поэтому для полноценного развития ДОУ разработали проект его деятельности
на обозримую перспективу, т.е. Программу развития МДОУ «Тальменский детский сад № 2» на 2010 –2013 г.г. Программа развития направлена на решение главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 11Приоритетный характер для нас носит решение следующих проблем:
Обеспечение
комфортности пребывания ребёнка в
детском саду;
Формирование здорового образа жизни;
Повышение качества дошкольного образования
Слайд 12Комфортность пребывания ребёнка в ДОУ
Проект по благоустройству территории ДОУ «Детская
площадка» - руководители проекта: заведующий Заболуева В.П. и
старший воспитатель Чащина Л.А.
Дизайн – проекты по совершенствованию развивающей среды в возрастных группах ДОУ – руководители проектов воспитатели: Кузнецова С.А., Галецкая С.И., Хренкова Н.Ф.
Слайд 13Формирование здорового образа жизни
Физкультурно-оздоровительный проект «Лесенка здорового образа жизни»
Проект-программа
«Здоровье дошкольника» - руководители проектов: старший воспитатель Чащина
Л.А. и медсестра Юхневич Р.П.
Цель: соединить усилия сотрудников детского сада и родителей воспитанников по эффективному использованию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей
Слайд 14Повышение качества дошкольного образования
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным.
Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих
способностей. Переход ДОУ на проектный метод деятельности осуществляется по следующим этапам: -интегрированные занятия по образовательным областям Программы
-занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
-комплексные блочно-тематические занятия
Используется следующий метод проектов:
-форма организации образовательного пространства;
-метод развития творческого познавательного мышления.
Слайд 15Основные этапы метода проектов, используемые педагогами детского сада:
1.Целеполагание: педагог помогает
ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на
определённый отрезок времени.
2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
3.Выполнение проекта – практическая часть.
4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Слайд 16Виды проектов в практике ДОУ
В практике детского сада используются следующие
виды проектов: - исследовательское- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты
оформляют в виде плакатов, газет, детского дизайна, драматизации и др.
-ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы);
-творческие (оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна и др.)
Слайд 17Социальное партнёрство
Проект «Работа со спонсорами»
Цель: создание условий
для реализации эффективного механизма привлечения внебюджетных средств
В ходе проекта разработан механизм привлечения внебюджетных доходов и формирования общественного мнения, определены инструменты связи ДОУ с общественностью
Слайд 18Проект становления и профессионального роста педагогов
Цель:
- научить педагогов
анализировать и оценивать свои профессиональные качества;
- развить у них
мотивацию к профессиональному росту;
- вывести каждого педагога на высокий уровень развития их профессиональных способностей, личностных качеств, организационных, проектировочных, коммуникативных, управленческих и рефлексивных компетенций.
Слайд 19Реализация проект – программ по саморазвитию педагогов МКДОУ № 2
*»Проектный
метод в деятельности детского сада» – Чащина Л.А.- старший воспитатель
*»Формирование
музыкально-эстетической культуры дошкольников в игровой деятельности» – Леонтьевская Л.Л.- музыкальный руководитель
*»Профилактика дисграфии у дошкольников»- Вертянкина И.Н. – учитель-логопед
*»Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» – Зеленко Т.И. – воспитатель средней группы
*»Гендерное воспитание дошкольников в детском саду»- Хренкова Н.Ф.- воспитатель старшей группы
*»Детское речевое творчество как условие полноценного общения»- Мещерякова О.С.- воспитатель младшей группы
Слайд 20Реализация проект – программ по саморазвитию педагогов МКДОУ № 2
( продолжение…)
*»Воспитание и
развитие сказками детей дошкольного возраста» – Кузнецова С.А.- воспитатель первой младшей группы
*»Экологическое воспитание в детском саду» – Зенченко А.А. – воспитатель первой младшей группы
*»Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – Маргасьян Н.Г.- воспитатель подготовительной к школе группы
*»Детское экспериментирование в условиях детского сада»- Галецкая С.И.- воспитатель
Слайд 21Методическая работа
в рамках проектной деятельности
Повышению уровня профессионального мастерства педагогов уделяется особое внимание. Было предложено разработать проекты по реализации своего приоритетного направления в рамках программы развития ДОУ. Анализ представленных проектов показал, что педагоги положительно воспринимают инновационные преобразования, имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт работы на основе проектирования стратегии своего профессионального роста.
Слайд 22Педсовет – презентация на тему :
«Проектный метод в воспитании и обучении дошкольников»
Цель и задачи:
- формировать умение заниматься проектной деятельностью: определять задачи для достижения цели, аргументировать выбор темы и способов деятельности, планировать свои действия; повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и готовность представить собственную систему работы по методу проектов
Ход проведения:
1.Вхождение в тему
2.Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?
3.»Мастер – класс» - как активная форма творческой самореализации педагога (педагоги-мастера передали свой опыт коллегам путём прямого и комментированного показа приёмов работы по приоритетным направлениям проект – программы по саморазвитию).
4.Рефлексия 5.Принятие решения педсовета
Слайд 23Показатели эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ:
-
высокая степень развития любознательности детей, их познавательная активность, коммуникативность, самостоятельность;
- повышение готовности детей к обучению в школе;
- развитие компетенций детей;
- положительная динамика посещаемости детьми ДОУ;
- активное участие родителей в проектах.
Слайд 24Проект «Оригами – театр»
руководитель проекта – воспитатель Маргасьян Н.Г.
Цель познавательно-творческого проекта:
Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей в художественно-речевой, художественно-творческой и театрализованной деятельности.
Для успешного обучения изготовления оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы) и дети познакомились с пооперационными картами, научились складывать базовые формы, что стало залогом успеха в достижении результата: создания «Оригами-театра», который является универсальным способом обучения, прекрасно сочетается с занятиями по развитию связной речи и театральной деятельностью.
Слайд 25Проект «Экологическая тропа»
руководитель проекта - воспитатель Зенченко А.А.
Цель информационно-исследовательского проекта:
Обеспечение
каждому ребёнку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об
окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.
В результате реализации проекта ребёнок станет интеллектуально-развитым, любознательным, чувствующим прекрасное, эмоционально-отзывчивым, бережно относящимся ко всему живому.
Слайд 26Проект «Мой родной любимый край»
руководитель проекта – воспитатель Зеленко Т.И.
Цель
познавательно-исследовательского проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному краю, приобщение
дошкольников к истории и культуре родного посёлка, достопримечательностям.
Реализация проекта помогает ребёнку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, формирует у него такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины.
Слайд 27Проект «Метеоплощадка»
руководители проекта – старший воспитатель Чащина Л.А., воспитатель Зенченко А.А.
Цель познавательно- творческого проекта:
Формирование у детей элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека.
Метеоплощадка сделает процесс наблюдения за явлениями погоды значительно более интересным и познавательным для детей, а также научит их изготовлять отдельные приборы - помощники
Слайд 28Проект «Детское экспериментирование» – руководитель проекта Галецкая С.И. - воспитатель
Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
В процессе
детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы
Слайд 29Участие педагогов ДОУ
в районном конкурсе «Инновационный проект»
Активное участие в районном конкурсе по номинации «Занятие ДОУ» не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.
В течение трёх лет педагоги детского сада принимают участие в проводимых районных конкурсах и побеждают. Лучшие конспекты интегрированных занятий, занявших призовые места: «Форт Боярд», «Домисолька в гости к нам пришла», «Грибное царство», «Листопад», «Гуси-лебеди».
Слайд 30Участие педагогов ДОУ в интернет – педсовете
Тальменского школьного округа
№ 4 на тему:
«Программа развития как гарант модернизации образовательного процесса в учреждении»
Педсовет проходил в ноябре 2011 года в форме виртуального общения на страницах сайта и стал подготовительным этапом к проектированию программы взаимодействия образовательных учреждений школьного округа по управлению качеством образования. Оргкомитет педсовета отметил ценность представленного опыта пяти педагогов ДОУ успешно работающих в режиме развития и внёс предложение продолжить совместную работу в режиме виртуальных консультации, семинаров, педсоветов. В настоящее время педагоги детского сада активно делятся своими творческими работами по воспитательно –образовательному процессу и приглашают учителей начальной школы на свои открытые занятия, мероприятия и мастер – классы по приоритетным направлениям.