Слайд 1Слагаемые
профессионального имиджа педагога
Семинар для педагогов подготовила психолог МОУ «СОШ
с. Вязовка» Татищевского района Саратовской области Беликова И.А.
Слайд 2
Каждая профессия предъявляет требования к набору способностей,
проявлению эмоций и мыслей. Чем более длительное время человек занимается каким-то
видом деятельности, тем больше в нем проявляются профессиональные черты .
Специфика педагогической деятельности учителя заключается в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Это обусловлено большим объемом аналитической деятельности мозга, хроническим дефицитом времени и высоким уровнем личной мотивации педагога. Все эти особенности несут отпечаток на имидже учителя.
Слайд 3Секрет успеха педагога
Секрет успеха профессионального имиджа учителя прямо
зависит от того, насколько удачно создан облик, который соответствует ожиданиям
других людей.
Имидж, который постоянно не подкрепляется в реальности, не имеет смысла. Для педагога как профессионала важен контакт с окружающим миром.
Слайд 4 Забота учителя о своем имидже – это
немаловажная задача педагогической деятельности.
Слайд 5Главной составляющей имиджа являются:
-высокая самооценка и уверенность в себе;
-позитивный
взгляд на мир;
-социальная и личная ответственность за реальные дела;
-желание меняться
в соответствии с велениями времени;
-умение разумно рисковать.
Слайд 6Структура имиджа
Учитель начинается с того, как
он выглядит. В структуре имиджа профессионала, выделяются компоненты:
внешний
процессуальный
внутренний
Слайд 7Визуальная привлекательность
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.
Влияние
учителя на ученика зависит от расположения последнего.
Визуальная привлекательность– это
не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас (мимика, жесты, тембр и сила голоса, манеры, походка)
Слайд 8Внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать
или препятствовать взаимопониманию, облегчать или затруднять педагогическое общение. Он может
сделать его экспрессивным или способствовать естественному общению с учениками и коллегами.
Внутренняя составляющая —это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Слайд 9Внешний вид педагога
1.Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой
и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
2. Одежда должна
быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
3. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала.
4.Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку .
Слайд 11Вербальное поведение
Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение
является основой имиджа.
Мы можем донести информацию не только словом, но
и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Вербальное поведение – это социальный символ.
Отработка данных навыков совершенствует имидж.
Слайд 12Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств
и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным,
приблизить к естественному общению.
Слайд 13голос
Голос – это главное орудие труда педагога на уроках,
внеклассных занятиях, родительских собраниях.
Над своим звуковым имиджем нужно постоянно
работать.
Голосом можно увлечь, овладеть вниманием аудитории при условии
использования правильной дикции, тона,
громкости, выразительности.
Если использовать в голосе повышенные, невротические тона, это отталкивает и раздражает аудиторию.
Слайд 14Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности
и интеллекта.
Слайд 15Деловые качества и хорошие манеры
• Для имиджа педагога очень важны
деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
• Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду. Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
• В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
• Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
• Мимика должна быть только доброжелательной.
• Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.
• Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.
Слайд 16Установки, позиции, легенда -ядро имиджа
Для современного имиджа очень важно, чтобы
позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
Первая установка – адекватная
самооценка.
Вторая установка – позитивное отношение к жизни.
Третья установка – вера в добро.
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
Слайд 17 Позиция – “Я – хороший, ты
– хороший”
- позиция “победителя”.
Слайд 18
Помните, привлекательные люди:
• часто и охотно улыбаются;
•
обладают хорошим чувством юмора;
• естественно себя ведут;
• веселы;
• часто и охотно говорят комплименты;
• знакомы с этикетом и следуют ему;
• уверены в себе;
• умеют посмеяться над собой;
• быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
• осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
• дружелюбны, с ними легко в общении.
Слайд 19Семь шагов технологии успешного имиджа учителя
1. Найти свой правильный
смысл жизни, поставить планку потребностей;
2. Сделать инвентаризацию своих способностей
и возможностей, сделать анализ того, что имеешь и что можешь сам изменить к лучшему;
3. Развивать чувство собственного достоинства и при этом избавиться от заниженной или завышенной самооценки; если надо – избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;
4. Самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: хронический интерес к профессиональному росту, к науке и – обязательно – к психологии;
5. Найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя «здесь и теперь», за каждый свой шаг вперед;
6. Развивать позитивное мышление, способность превращать неудачу в успех;
7. Работать над своим духовным содержанием, без соблюдения духовных законов путь к успеху закрыт.
Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти».
Слайд 20Способность и желание учителя «расти» - это одно из главных
качеств учителя. Каким бы высоким не был профессиональный уровень его
подготовки, учитель обязан постоянно совершенствовать свои профессиональные качества.
Издавна на Руси учитель был почитаемым человеком, его мнение было авторитетным, а сам он эталоном поведения.
Поэтому так важен сегодня профессиональный имидж учителя.
Слайд 21Но случается, что все имеются элементы правильного имиджа , но он
все-равно не дает желаемого результат. Возможно, не хватает самого главного
аспекта вашего личного успешного имиджа – привлекательности в глазах окружающих.
Слайд 22САМОКОНТРОЛЬ В ОБЩЕНИИ
тест М.Снайдера ( Н-неверно,В-верно)
Слайд 23Упражнение «Отреагируйте мгновенно»
1.Учитель дает задание, но один из учеников говорит:
«Я не хочу этого делать!»
2.Ученик говорит вам: «Я чувствую, что
курс, которые вы ведете, не дают мне новых знаний. Я вообще думаю больше не посещать».
3. Ученик, явно демонстрируя свое плохое отношение к своему соседу по парте, говорит: «Я не хочу сидеть (учиться) вместе с ним».
4.При выполнении самостоятельной работы в 6-м классе, когда стоит полная тишина, ученик громко мяукает. Смех.
5.Ученик говорит вам: «Я снова забыл принести тетрадь».
6. Вы просите у ученика дневник, а он Вам его не дает.
Слайд 24Упражнение «Состояние»
1.«Отпустите» себя, ослабьте свое стремление всегда и во всем
контролировать ситуацию в классе и школе.
2.Не старайтесь удерживать абсолютное лидерство
в диалоге. Постарайтесь «снизить» свою позицию, позвольте себе в чем-то поучиться у своего ученика, удивиться его максимализму или непосредственности.
3. Дайте себе возможность пережить обычные человеческие эмоции: удивление, радость, интерес к собеседнику.
4.Разрешите себе задавать вопросы, чтобы уточнить, правильно ли вы поняли то, что говорит школьник, примите его точку зрения, если он прав, и не соглашайтесь, если он не прав.
5.Обязательно сформулируйте аргументы, объясните свою позицию.
Слайд 25Давайте улыбнемся !
Почитаем наши записи в дневниках,
когда мы пишем
на эмоциях.
Слайд 29Список литературы
1. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М.:
Педагогика, 1983; Сеченов И. М. Избранные произведения. Сб. статей /
АН СССР. - М.: Наука, 1980; Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1983
2.://edulider.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/