Разделы презентаций


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ

Содержание

Рабочая программа педагога - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации его образовательной деятельности. Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ  ПЕДАГОГОВ

Слайд 2 Рабочая программа педагога - нормативно-управленческий документ образовательного

учреждения, характеризующий систему организации его образовательной деятельности.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к разработке и оформлению рабочих программ педагогов, закрепив Положением о рабочей программе педагога (Приложение 1).
Рабочая программа педагога составляется на основе государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана школы и примерных (типовых) учебных программ.
Рабочая программа является локальным и индивидуальным документом педагога.
Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности.
Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Рабочая программа педагога - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации его образовательной деятельности.

Слайд 3При составлении рабочей программы необходимо учитывать следующие факторы:
целевые ориентиры

и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья учащихся;
уровень

их способностей;
характер учебной мотивации;
качество учебных достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
При составлении рабочей программы необходимо учитывать следующие  факторы:целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние

Слайд 4Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и

задачи образовательной программы школы;
недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
отсутствуют некоторые обязательные

разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;недостаточно обосновывается необходимость их

Слайд 5Требования к оформлению рабочих программ педагога Текст рабочей программы педагога включает

8 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.


Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной).
Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Требования к оформлению рабочих программ педагога  Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов: Титульный

Слайд 6нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном

объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых

она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Пояснения к структурным элементам программы
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы.
Рабочая программа выполняет следующие функции:

нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;целеполагания, то есть определяет ценности и цели,

Слайд 7Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований

к выпускнику, целей и задач образователь­ного процесса, особенностей учебного плана

школы).
Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
Наличие признаков нормативного документа.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
Конкретность представления элементов содержания образования.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образователь­ного процесса,

Слайд 8Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин относится

к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32

Закона РФ «Об образовании»).
Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы.
Рабочая программа обязательно утверждается руководителем образовательного учреждения.
Назначение пояснительной записки в структуре программы :
- кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
- дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы:
- при постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов,
- заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

Комментарий к структурным элементам рабочей программы
педагога

Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и

Слайд 9Задачи предмета обычно группируются как:
мировоззренческие;

методологические;

теоретические;

развивающие;

воспитывающие;

практические

Задачи предмета обычно группируются как: мировоззренческие;методологические;теоретические; развивающие; воспитывающие;практические

Слайд 10При формулировке целей и задач необходимо учитывать требования к уровню

образованности, компетентности учащихся по предмету. В требованиях отражаются:
основные идеи и

система ценностей, формируемые учебным предметом;

конечная система или комплекс знаний;

перечень умений и навыков (способов деятельности);

перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

При формулировке целей и задач необходимо учитывать требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету. В требованиях

Слайд 11 Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми

должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными

требованиями.
Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть».
Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.
Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
В учебно-тематическом плане отражаются темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.
Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2 )
Формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в

Слайд 12Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания

обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития

личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения.
Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов:

специализации образовательного учреждения;
подготовленности обучающихся;
наличия соответствующего оборудования и других.
Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:единства содержания обучения на разных его уровнях;отражения в содержании

Слайд 13 Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся

умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических

навыков.

Раздел включает перечень:

-лабораторных и практических работ,

-учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.


Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление

Слайд 14 В данный пункт рабочей программы может быть

включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль

должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную.
Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 3
В последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. При выборе учебника необходимо учитывать содержательные и дидактические критерии.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по

Слайд 15Основными требованиями к учебнику являются:
его соответствие требованиям образовательного стандарта и

учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

отражение

логики и требований программы в структуре и содержании учебника;

полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);

информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;

целесообразность внетекстовых компонентов, по­лиграфическое качество учебника.
Основными требованиями к учебнику являются:его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех

Слайд 16Алгоритм построения рабочей программы


Первый этап


Первый этап

заключается в создании плана курса на весь период его изучения.

Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:
Алгоритм построения рабочей программы Первый этап   Первый этап заключается в создании плана курса на весь

Слайд 17Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При

этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ

на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.
Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.
Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.
Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.
Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.


Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов,

Слайд 18Второй этап

На втором этапе планирования составляется годичный

план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов,

что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.

Третий этап

После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование.
Второй этап   На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика