Слайд 2План:
I. Понятие о содержании образования.
II. Исторический характер содержания
образования.
III. Учебные планы.
IV. Учебные программы.
V. Учебники.
Слайд 3I. Понятие о содержании образования
Образование (в широком смысле) — это
практическое владение определенным запасом общественно-полезных знаний.
В основе образования лежат объективные
потребности развития общества. Образование обеспечивает наиболее эффективное вхождение человека в общество.
Ступени образования:
начальное образование
среднее образование
высшее образование
Характер образования:
общее образование (в школе)
политехническое образование
профессиональное образование
Специфика образования:
медицинское образование
техническое образование
и т.д.
Слайд 4Образование в школе является обязательным для всех. Оно должно обеспечить
либо дальнейшее образование, либо приобретение той или иной специальности.
Преемственность
образования. Образование, которое дается в школе, должно сформировать научное мировоззрение и умение приобретать знания самостоятельно из разных источников и разным путем (непрерывное образование и самообразование).
Под содержанием школьного образования понимают знания, умения, навыки, которыми овладевают учащиеся в ходе изучения различных предметов.
Учебный предмет – специально обработанная система знаний по одной из наук, имеющей соответствующее название.
Каждый предмет несет в себе определенную сумму знаний, формирует специфические умения и навыки.
Слайд 5Содержание образования школьников должно обеспечить политехническую подготовку, которая начинается уже
в начальной школе. Ее цель в том, чтобы на базе
научных знаний дать понимание основ современного производства, выработать умения и навыки работы с определенными орудиями труда, воспитать любовь и интерес к трудовой деятельности, к современной науке и технике. Большое значение имеет развитие технического мышления учащихся. Детей практически и теоретически знакомят с техникой и технологией производства, используя для этого практические и лабораторные работы, просмотры документальных и научно - популярных фильмов, экскурсии и трудовую деятельность на предприятии.
Учащимся раскрываются специфика и значение некоторых профессий, идет начало работы по профориентации учащихся.
Слайд 6II. Исторический характер содержания образования
В связи с общим прогрессом развития
науки, техники и культуры растет объем человеческих знаний о мире
и изменяется его содержание.
Содержание образования постоянно усложняется и расширяется.
Существует постоянная проблема: «Что жe нужно отобрать из всего многообразия, чтобы дать в школе?»
- На протяжении веков содержание образования менялось в связи с потребностями общества в подготовке людей к жизни. Содержание образования меняется, отсюда меняется перечень предметов: появляются новые, меняются программы, создаются новые учебники. Это непрерывный процесс.
+ * создание разных типов школ (лицеи, гимназии, авторские школы);
- * не продуманы программы обучения (носят спонтанный характер);
* гуманитарного образования много, технического мало;
* те же учителя, уровень профессионализма...
* сложность контроля за качеством образования.
Слайд 7III. Учебные планы
Содержание образования определяется: учебным планом, учебной программой, учебниками.
Учебный
план
Это государственный документ, в котором утверждаются количество и название учебных
предметов, последовательность их изучения по классам, нормы учебного времени (в часах/неделю) на все учебные предметы и на каждый предмет в отдельности, и на факультативные занятия.
Слайд 9IV. Учебная программа
Учебная программа представляет собой государственный документ, в котором
устанавливается объем знаний и их содержание, умений и навыков по
отдельным предметам, определяется последовательность их изучения. Учебные программы пишутся по каждому предмету отдельно (для начальных классов учебные программы издаются отдельной книгой, существуют программы для 1-4 и 1-3).
* Титульный лист (обложка): здесь указывается, для каких классов программа, перечень предметов, кто утвердил, издательство, год.
Слайд 10Программа начинается объяснительной запиской, в которой раскрываются значение учебной дисциплины,
ее место в системе других предметов и рекомендации по методике
преподавания.
В основной части материал распределен по годам обучения и по темам, указывается количество часов.
В программе даны рекомендации по проверке и оценке знаний учащихся и их критерии. Там, где необходимо, указанно проведение лабораторных работ и экскурсий, даются списки литературы для учителя по предметам и т.д.
Слайд 11V. Учебники
Содержание образования раскрывается в учебниках. Учебники дают характеристику учебного
предмета в соответствии с программой.
Требования к учебнику:
Доступное изложение учебного материала
Ведущая
роль теоретических пожеланий
Удачный подбор фактов, примеров, иллюстраций и т.д.
Интересные упражнения, задания, практические работы
Связь учебного материала с жизнью и опытом детей
Хорошее оформление
Твердый переплет
Слайд 12Кроме учебников используются различные учебные пособия.
К ним относятся: сборники
задач и упражнений, хрестоматии, тетради с печатной основой, справочники, контурные
карты, атласы, словари.
«Закон об образовании» требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал для достижения цели образования.
Слайд 13На основе этого документа будут создаваться вариативные программы и учебники
для разных учебных заведений (общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением
различных предметов, гимназий, колледжей, различных авторский школ, училищ). В этих программах в соответствии с конкретной целью данного учебного заведения содержание обучения, по сравнению со стандартом, может быть расширено, углублено, но не может быть сокращено.
Стандарт образования отражает оптимальный минимум содержания образования.
Слайд 14Основные положения
«Закона об образовании»
В законе РФ «Об образовании» содержатся
те основные принципы и положения, на основе которых будут реализованы
идеи развития образования в России.
Положения обращены:
к обществу
к самой системе образования
к личности
Обеспечивают:
«внешние» социально-педагогические условия развития системы образования + «внутренние» собственно педагогические условия полноценной жизнедеятельности систем образования.
Слайд 15Внутренние условия:
гуманистический характер образования
свободное развитие личности
общедоступность образования
бесплатность общего образования
светский характер
образования в государственных школах
получение образования на родном языке
преемственность образовательных программ