Слайд 1Социально- воспитательные технологии
Медведева Светлана Александровна
Старший преподаватель
Кафедра общей педагогики и психологии
Слайд 2Сущность понятия технологии
Имеет множество трактовок:
Совокупность приемов, методов воздействий, применяемых для
достижения поставленных целей (Современная западная социология, словарь)
Совокупность приемов, применяемых в
каком-либо деле, мастерстве, искусстве (В. Даль)
Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (В.М.Шепель)
Система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И.Г.Зайнышев)
Перевод абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, предписаний (В.Г.Афанасьев)
Способ осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н.Данакин)
Способы метериализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предметов труда или социальной реальности (Р.В.Овчарова)
Оптимальный способ достижения решения педагогических задач в заданных услвиях (А.М.Кушнир)
Слайд 3Аспекты понятия технология
Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной
проблемы, оказывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики
Формально-описательный: технология
– это модель, описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов
Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности
Слайд 4Понятие технология
Технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на
научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы
Слайд 5Технологический подход
Это представление производственных процессов в виде технологий. Применение технологического
подхода и термина технология к социальным процессам, к области духовного
производства – новое явление для социальной действительности.
Технологический подход является основой для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов социальной деятельности, он позволяет:
- Анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование
Комплексно решать социальные и социально-воспитательные проблемы
Создавать благоприятные условия для развития человека
Снижать влияние неблагоприятных обстоятельств
Оптимально использовать имеющиеся ресурсы
Слайд 6Социальное воспитание
В широком смысле – это составная часть социализации, педагогически-ориентированная
система общественно-государственной помощи и поддержки, необходимой человеку для его вхождения
в жизнь и нормального функционирования на всем её протяжении
В более узком смысле – это одно или несколько направлений социально-воспитательной деятельности: помощь семье, помощь инвалидам, старикам, одиноким, малоимущим, целенаправленное формирование общественного сознания, проявление гуманного отношения к личности
Слайд 7Этапы СПП
1. Подготовительный
2.Непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии)
3.Итоговый
Слайд 8Подготовительный этап СПП
Диагностика и выявление индивидуальности объекта
Она предусматривает выявление:
-индивидуальных отклонений
человека и проблемы, возникшие с ним
-индивидуальных особенностей, возможностей человека, его
позитивного потенциала
-особенностей жизненной позиции человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию
-условия среды, в которых он живет
Слайд 9Социальное воспитание
В систему институтов СВ входят:
Институт семейного воспитания
Учитываемое неформальное общение
Учебно-
воспитательные учреждения разного типа (д/с, сош, ПТУ и т.д.)
Учреждения для
учащихся с ослабленным здоровьем
Учреждения дополнительного образования
Организации, занимающиеся социально-культурной деятельностью
Слайд 10Классификация социально-воспитательных технологий
Выделяют следующие классы СВТ:
По уровню применения
По философской основе
По
ведущему психологическому фактору
По научной концепции
По ориентации на сферы и структуры
индивида
По характеру содержания и структуры
По виду социально – педагогической деятельности
По типу организации и управления технологическим процессом
По организационным формам
По подходу к ребенку и воспитательной ориентации
По преобладающему методам и средствам
По направлению модернизации и отношению к традиционной СВС
По категории объектов
Слайд 11Анализ и описание СВТ
Признаки СВТ:
Наличие четких конкретных целей
Наличие определенной концепции
Поэтапная
пошаговая структура деятельности
Слайд 12Классификационная характеристика
Вид СВТ
Основные используемые философские положения
Изложение особенностей применения научной концепции
Ориентация
технологии на определенную сферу развития индивида
Принадлежность технологии к определенной содержательной
области
Указание преобладающих видов СПД
Характеристика управления социально-воспитательным процессом
Организующие особенности СВП
Описание воспитательной ориентации и подхода к человеку
Методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих
Отнесение СВТ к какой-либо группе модернизации традиционной технологии
Характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология
Слайд 13Описание технологии
- Целевые ориентации технологии
Концепция социально-воспитательной технологии
Содержание технологии деятельности
Процессуальная
характеристика ( особенности методов)
Программно-методическое обеспечение
Слайд 14Дополнительное образование
Дополнительное образование детей осуществляется в различных государственных, муниципальных и
негосударственных учреждениях
По своему педагогическому потенциалу и возможностям охвата детей учреждения
УДО имеют различные статусы:
-центр дополнительного образования
-дворцы детского (юношеского) творчества детей и молодёжи
-дома детского творчества
-станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детские экологические, детского и юношеского туризма и экскурсий
-школы по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеские спортивные и др.
-детская студия
-детский оздоровительный лагерь
-детский парк; детский музей
-
Слайд 15Структура технологии
Классификационные параметры
Целевые ориентации
Концептуальные положения
Особенности содержания
Особенности методов
Слайд 16Технологии с детьми, имеющими признаки одарённости
Классификационные параметры
Целевые ориентации
Концептуальные положения
Особенности содержания
Особенности
методов
Слайд 17Спасибо за внимание!
Детство – это село Краснощёково,
Несмышлёново, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
Но
Беззлобино, но Чистоглазово.
Юность – это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
Ну, а если
немного Невеждино,
Всё равно оно Обещаньино!
Е.Евтушенко