Слайд 2Понятие социальной группы
Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый
социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной
системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Слайд 3Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые
для личности социальные группы. Именно они, в силу своей устойчивости,
оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.
Слайд 4Основные признаки социальной группы:
1. Наличие интегральных психологических характеристик, таких как
общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так
далее, которые формируются с возникновением и развитием группы.
Слайд 5Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой группы, которая обусловливается
особым психологическим полем, возникающим при взаимодействии индивидов. Социальный контроль, который
существует в каждой группе, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик.
Слайд 62. Существование основных параметров группы как единого целого. Социальная группа
имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы
и санкции.
Слайд 7Композиция группы – совокупность характеристик членов группы, важных с точки
зрения её анализа как целого. Например, численность группы, её возрастной
или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.
Слайд 8Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют
отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений
в ней.
Слайд 9К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы
как социального процесса отношений. Особое значение придается психологическим и организационным
процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадия развития коллектива), процессу группового давления (конформизм), процессам изменения отношений и так далее.
Слайд 103. Способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым,
поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к
достижению цели.
Слайд 11Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации,
деятельности лидера или
руководителя.
Способность действовать независимо от группы и
влиять на её решения характеризует социальную силу личности.
Слайд 124. Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом
и в соответствии с экспектациями окружающих.
Слайд 13Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в
нормативном или ненормативном варианте.
Слайд 145. Для педагогов наиболее важным признаком группы является установление определенных
отношений между её членами. Все социальные отношения бывают двух типов:
конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.
Слайд 15Типология социальных групп
Основными критериями выделения таких типологий могут выступать: количество
человек группе, общественный статус, уровень развития и так далее.
Слайд 16По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по
непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости –
на референтные и группы членства.
Слайд 17Наиболее употребительные типологии выделяются: по количеству человек и по уровню
развития.
Эти два критерия значимы для педагогической организаторской деятельности учителя.
Слайд 18По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы.
Слайд 19Состав микрогрупп включает в себя три или два человека. Основными
связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее
дело.
Слайд 20Малая группа – это такая, участники которой лично знают друг
друга. Одним из ведущих факторов, объединяющих группу, выступает совместная деятельность
и общая цель.
Слайд 21По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с
низким индексом сплоченности: ассоциации, диффузные группы, и группы высокого уровня
развития – коллективы.
Слайд 22В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако
есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.
В диффузной группе
отсутствует и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. В состоянии диффузии часто находятся группы в первый период своего существования.
Слайд 23Группы также рассматриваются с точки зрения отношения к социуму: позитивного
– просоциальные, либо негативного – асоциальные. Любой коллектив является хорошо
организованной просоциальной группой.
Слайд 24Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью,
жестокой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным.
Слайд 25Социальная группа выступает как динамическое образование: она функционирует во времени
и пространстве и обусловлена взаимодействием двух тенденций – интеграции и
дифференциации.
Слайд 26Интеграция направлена на противодействие конфликтам и ситуациям, которые угрожают существованию
группы как единого целого.
Дифференциация направлена на специализацию взаимосвязей членов группы,
основанную на различии их ролей.
Слайд 27Образование, функционирование и развитие группы носит противоречивый характер. Последовательное изменение
группы возможно как от низкого к более высокому уровню развития,
так и наоборот – от высокого уровня развития до простой ассоциации.
Слайд 28Презентацию выполнила
Вершута Надежда