Слайд 1СОВРЕМЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Николай Михайлович БОРЫТКО,
доктор педагогических наук, профессор
E-mail: borytko@nm.ru;
http://borytko.nm.ru
Слайд 2 Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Концепция модернизации
российского
образования на период до 2010 года
Цитата дня
Слайд 3Воспитание — это…
…передача опыта от старших поколений к младшим?
…передача социального
опыта?
…духовности, КУЛЬТУРЫ!
Слайд 4Культура
как педагогическая категория
СУБЪЕКТ
Слайд 5Цель воспитания
Субъект — «активный делатель», обладающий сознанием и волей человек,
источник осознанной, целенаправленной активности, не только воспринимающий воздействия извне,
но
и перерабатывающий их.
Субъект — это самоутверждающаяся индивидуальность.
Слайд 6Цель воспитания
Субъектная позиция
как система ценностно-смысловых отношений человека
к социокультурному
окружению,
самому себе
и своей деятельности.
Слайд 7Функции субъектной позиции
Обеспечивает целостность процесса индивидуально-личностного становления человека через:
Самопонимание
Самореализацию
Самоутверждение
Саморазвитие
Самооценку
По О.
А. Мацкайловой
Слайд 8Структура позиции
ЦЕННОСТНЫЕ
отношения
Обеспечивают:
самооценку, саморазвитие,
механизм становления позиции
СМЫСЛОВЫЕ
отношения
Обеспечивают:
самопонимание, саморазвитие,
основание субъектности
НОРМАТИВНЫЕ
отношения
Обеспечивают:
самореализацию,
самоутверждение,
направленность саморазвития
Слайд 9Процесс становления профессиональной позиции
Стадия дезадаптации
Стадия идентификации
Стадия индивидуализации
Стадия социализации
Стадия интеграции
Слайд 101. Стадия дезадаптации
Не видит личностных смыслов выполняемой деятельности.
Социальную полезность своей
деятельности не осознает
и не проектирует.
Воспринимает себя в роли пассивного
исполнителя.
В ситуации выбора испытывает дискомфорт, состояние тревожности.
Слайд 112. Стадия идентификации
Задумывается над собственными смыслами деятельности.
Самооценка зависит от мнения
окружающих.
Свое благополучие связывает
с внешними обстоятельствами.
Поведение и деятельность спонтанны и
реактивны, зависят от обстоятельств.
Слайд 12Следует самостоятельно выбранному примеру или авторитету.
Ищет пример для подражания
или
референтную группу.
Саморазвитие мыслит как достижение соответствия выбранному примеру.
Может «раствориться» в
своем герое или выбранной группе (конформизм).
3. Стадия индивидуализации
Слайд 134. Стадия социализации
Формирует образ «Я» как набор социальных ролей, которые
«отрабатывает» в различных группах.
В своем поведении ориентируется на нормы
и
ценности различных групп, членом которых он является.
Устойчивость самооценки зависит
от положения в группе.
Самоутверждение фрагментарно,
зависимости от поддержки группой.
Слайд 145. Стадия интеграции
Способен выделить себя из своего окружения.
От пассивного принятия
ценностей группы переходит к самоутверждению в ней.
Устойчивая, внутренне обоснованная самооценка.
Устойчивое
социальное
поведение и деятельность.
Развитая мотивации
саморазвития и самоутверждения.
Слайд 15Стратегия воспитания
Смыслы
Ценности
Нормы
Традиционная
Смыслы
Ценности
Нормы
Гуманитарная
Слайд 16
Поле норм
Поле ценностей
Поле смыслов
СУБЪЕКТНОСТЬ
Стратегия
воспитания
Слайд 17Принципы современного воспитания
Рефлексивности
осмысление собственного опыта, обнаружение личностных смыслов
Интерактивности
соотнесение собственных смыслов
с социальными ценностями, формирование ценностных ориентиров
Проективности
развитие самосознания, утверждение позиции в
деятельности
Слайд 181. Социальное воспитание
Социокультурная идентификация
(контекстный подход
через средовые влияния):
Предметно-пространственное окружение
Поведенческое окружение
Событийное
окружение
Информационное окружение
Слайд 19Обустройство помещений, аудиторий, учебных кабинетов, двора, спортплощадок и т. д
Костюмы педагогов,
технических работников и самих обучающихся.
Освоенная природная и социальная среда.
Государственная символика
и символика учреждения.
Информационные стенды в первом холле, таблички на кабинетах.
«Хозяйка холла» с бэджем.
…
Предметно-пространственное культурное окружение
Слайд 20Предметно-пространственное культурное окружение
Создает психологический фон воспитания.
Становится фактором воспитания лишь
в том случае, когда оно «вочеловечено»:
за предметом видится отношение,
за
вещами угадываются интересы,
материальные средства выступают как условие благополучия каждого члена коллектива,
воспитанник активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство образовательного учреждения.
Слайд 21Поведенческое
культурное окружение
Интонации в обращении.
Мимика, жесты, позы при беседе.
Характер совместной
деятельности воспитанников и педагогов
Отдельные поступки воспитанников.
Конфликты и их разрешение, этическая
подготовка педагогов.
Традиции, ритуалы, обычаи, знакомство
с историей учреждения.
Динамизм и общий тон образа жизни.
Слайд 22Поведенческое
культурное окружение
Стиль поведения, свойственный
воспитаннику в данном
образовательном учреждении.
Складывается
за счет доминирования тех или иных поведенческих форм чередования различных
жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни).
Слайд 23Событийное
культурное окружение
Характер межличностных отношений.
Реализация защитной функции образовательного учреждения
по
отношению к личности.
Превращение коллектива воспитанников в своеобразную общину, основанную на
господстве гуманистических ценностей
Встречи выпускников, день открытых дверей, посвящения, гостиные, творческие отчеты.
Профильные лагеря.
…
Слайд 24Событийное
культурное окружение
Событие становится фактором
воспитания, если воспитанник
видит за
случаем, действием,
обстоятельством отношение:
событие для него
становится
со-бытием,
сопереживанием.
Слайд 25Информационное
культурное окружение
Библиотека и читальный зал, интернет.
Музей учреждения.
Публичные выступления и
конференции.
Познавательные конкурсы, смотры.
Информационные стенды.
Информация о заслугах и достижениях воспитанников.
Стенды
о педагогах «Аплодисменты Учителю!».
Научная школа.
…
Слайд 26Информационное
культурное окружение
Отражает наличие целостного
образа коллектива, представления
о его
прошлом, настоящем и будущем, его месте в окружающем мире, специфических
особенностях.
Слайд 272. Индивидуальное воспитание
Самостановление индивида
субъектом культуры
Ценностно-смысловое
самоопределение
Норма Ценность
Смысл
ОБЩЕСТВО
Культура
Личность
ЧЕЛОВЕК
Осознание
Осмысление
Слайд 28Самовыражение
Разнообразие и выбор видов и форм организации деятельности, ролей.
Психологическая и
социально-педагогическая службы.
Научно-исследовательская работа.
Внеаудиторная культурно-досуговая деятельность.
Дополнительное образование: спортивные секции, кружки, клубы
по интересам.
…
Слайд 29Самовыражение
Требования:
Возможность выбора профилей
и форм организации.
Разнообразие ролевых позиций.
Гибкий график проведения.
Добровольность
участия.
…
Слайд 303. Субъектное воспитание
Диалогическое
взаимодействие
со значимым Другим
Слайд 313. Субъектное воспитание
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ
СО ЗНАЧИМЫМ ДРУГИМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Воспитание представляется сложным и трудным делом
только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,
воспи-тывать своих детей.
Л. Н. Толстой
Слайд 32Коммуникации
Массовые праздники.
Клубные мероприятия.
Дискуссионные клубы.
Научные конференции, олимпиады.
Семинары.
Шефство.
…
Слайд 33Требования:
Уважительное отношение ко всякой точке зрения.
Стимулирование доказательности своей позиции.
Дискуссионность.
…
Коммуникации
Слайд 34Фазы воспитательного взаимодействия
Рефлексивная
обращение к опыту, поиск смыслов деятельности
Ценностная (или теоретическая)
сопоставление смыслов с системным знанием, оформление смыслов в ценности
Нормативная
самореализация и
самоутверждение
в деятельности (или в ее проектировании)
Слайд 351. Рефлексивная фаза
Системный анализ, обращение
к смыслам своей деятельности, понимание
своей самости
как позиции, достижение внутреннего согласия
Слайд 362. Ценностная фаза
Оформление смыслов деятельности
в процессе системного моделирования в
индивидуальные ценности и применение позиции
как инструмента понимания
мира, закономерностей
деятельности и поведения
Слайд 373. Нормативная фаза
Позиция человека как система
ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным
основанием гуманитаризации
его деятельности
и поведения
Слайд 38воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь
в логике качественных изменений человека;
…
…
…
Специфика гуманитарного понимания воспитания
Слайд 39…
воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и
самоутверждения его в социокультурной среде;
…
…
Специфика гуманитарного понимания воспитания
Слайд 40…
…
механизм воспитания сводится
к ценностно-смысловой
со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога
и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия;
…
Специфика гуманитарного понимания воспитания
Слайд 41…
…
…
ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием
и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.
Специфика гуманитарного
понимания воспитания
Слайд 42качественные изменения человека;
возрастание его субъектности;
ценностно-смысловой характер;
диалогизм как со-изменение.
Специфика гуманитарного
понимания воспитания
Слайд 43Б О Р Ы Т К О
Николай Михайлович
Доктор
педагогических наук,
профессор
Обращаться:
e-mail: borytko@nm.ru
http://borytko.nm.ru