Разделы презентаций


Современное воспитание

Содержание

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 годаЦитата дня

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Николай Михайлович БОРЫТКО,
доктор педагогических наук, профессор
E-mail: borytko@nm.ru; http://borytko.nm.ru

СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕНиколай Михайлович БОРЫТКО,доктор педагогических наук, профессорE-mail: borytko@nm.ru;  http://borytko.nm.ru

Слайд 2 Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей

педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Концепция модернизации

российского образования на период до 2010 года

Цитата дня

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения

Слайд 3Воспитание — это…
…передача опыта от старших поколений к младшим?
…передача социального

опыта?
…духовности, КУЛЬТУРЫ!

Воспитание — это……передача опыта от старших поколений к младшим?…передача социального опыта?…духовности, КУЛЬТУРЫ!

Слайд 4Культура как педагогическая категория
СУБЪЕКТ

Культура  как педагогическая категорияСУБЪЕКТ

Слайд 5Цель воспитания
Субъект — «активный делатель», обладающий сознанием и волей человек,

источник осознанной, целенаправленной активности, не только воспринимающий воздействия извне, но

и перерабатывающий их.
Субъект — это самоутверждающаяся индивидуальность.
Цель воспитания	Субъект — «активный делатель», обладающий сознанием и волей человек, источник осознанной, целенаправленной активности, не только воспринимающий

Слайд 6Цель воспитания
Субъектная позиция как система ценностно-смысловых отношений человека к социокультурному

окружению, самому себе и своей деятельности.

Цель воспитания	Субъектная позиция  как система ценностно-смысловых отношений человека  к социокультурному окружению,  самому себе

Слайд 7Функции субъектной позиции
Обеспечивает целостность процесса индивидуально-личностного становления человека через:
Самопонимание
Самореализацию
Самоутверждение
Саморазвитие
Самооценку
По О.

А. Мацкайловой

Функции субъектной позиции	Обеспечивает целостность процесса индивидуально-личностного становления человека через:СамопониманиеСамореализациюСамоутверждениеСаморазвитиеСамооценку	По О. А. Мацкайловой

Слайд 8Структура позиции
ЦЕННОСТНЫЕ отношения
Обеспечивают: самооценку, саморазвитие, механизм становления позиции
СМЫСЛОВЫЕ отношения
Обеспечивают: самопонимание, саморазвитие, основание субъектности
НОРМАТИВНЫЕ отношения
Обеспечивают: самореализацию,

самоутверждение, направленность саморазвития

Структура позицииЦЕННОСТНЫЕ  отношенияОбеспечивают: самооценку, саморазвитие, механизм становления позицииСМЫСЛОВЫЕ  отношенияОбеспечивают: самопонимание, саморазвитие, основание субъектностиНОРМАТИВНЫЕ  отношенияОбеспечивают:

Слайд 9Процесс становления профессиональной позиции
Стадия дезадаптации
Стадия идентификации
Стадия индивидуализации
Стадия социализации
Стадия интеграции

Процесс становления профессиональной позиции	Стадия дезадаптации	Стадия идентификации	Стадия индивидуализации	Стадия социализации	Стадия интеграции

Слайд 101. Стадия дезадаптации
Не видит личностных смыслов выполняемой деятельности.
Социальную полезность своей

деятельности не осознает и не проектирует.
Воспринимает себя в роли пассивного

исполнителя.
В ситуации выбора испытывает дискомфорт, состояние тревожности.
1. Стадия дезадаптацииНе видит личностных смыслов выполняемой деятельности.Социальную полезность своей деятельности не осознает  и не проектирует.Воспринимает

Слайд 112. Стадия идентификации
Задумывается над собственными смыслами деятельности.
Самооценка зависит от мнения

окружающих.
Свое благополучие связывает с внешними обстоятельствами.
Поведение и деятельность спонтанны и

реактивны, зависят от обстоятельств.
2. Стадия идентификацииЗадумывается над собственными смыслами деятельности.Самооценка зависит от мнения окружающих.Свое благополучие связывает  с внешними обстоятельствами.Поведение

Слайд 12Следует самостоятельно выбранному примеру или авторитету.
Ищет пример для подражания или

референтную группу.
Саморазвитие мыслит как достижение соответствия выбранному примеру.
Может «раствориться» в

своем герое или выбранной группе (конформизм).

3. Стадия индивидуализации

Следует самостоятельно выбранному примеру или авторитету.Ищет пример для подражания  или референтную группу.Саморазвитие мыслит как достижение соответствия

Слайд 134. Стадия социализации
Формирует образ «Я» как набор социальных ролей, которые

«отрабатывает» в различных группах.
В своем поведении ориентируется на нормы и

ценности различных групп, членом которых он является.
Устойчивость самооценки зависит от положения в группе.
Самоутверждение фрагментарно, зависимости от поддержки группой.
4. Стадия социализацииФормирует образ «Я» как набор социальных ролей, которые «отрабатывает» в различных группах.В своем поведении ориентируется

Слайд 145. Стадия интеграции
Способен выделить себя из своего окружения.
От пассивного принятия

ценностей группы переходит к самоутверждению в ней.
Устойчивая, внутренне обоснованная самооценка.
Устойчивое

социальное поведение и деятельность.
Развитая мотивации саморазвития и самоутверждения.
5. Стадия интеграцииСпособен выделить себя из своего окружения.От пассивного принятия ценностей группы переходит к самоутверждению в ней.Устойчивая,

Слайд 15Стратегия воспитания
Смыслы
Ценности
Нормы



Традиционная



Смыслы
Ценности
Нормы
Гуманитарная

Стратегия воспитанияСмыслыЦенностиНормыТрадиционнаяСмыслыЦенностиНормыГуманитарная

Слайд 16


Поле норм



Поле ценностей

Поле смыслов
СУБЪЕКТНОСТЬ
Стратегия

воспитания

Поле норм  Поле ценностейПоле смысловСУБЪЕКТНОСТЬСтратегия воспитания

Слайд 17Принципы современного воспитания
Рефлексивности
осмысление собственного опыта, обнаружение личностных смыслов
Интерактивности
соотнесение собственных смыслов

с социальными ценностями, формирование ценностных ориентиров
Проективности
развитие самосознания, утверждение позиции в

деятельности
Принципы современного воспитанияРефлексивности	осмысление собственного опыта, обнаружение личностных смысловИнтерактивности	соотнесение собственных смыслов с социальными ценностями, формирование ценностных ориентировПроективности	развитие самосознания,

Слайд 181. Социальное воспитание
Социокультурная идентификация (контекстный подход через средовые влияния):
Предметно-пространственное окружение
Поведенческое окружение
Событийное

окружение
Информационное окружение

1. Социальное воспитание	Социокультурная идентификация (контекстный подход  через средовые влияния):Предметно-пространственное окружениеПоведенческое окружениеСобытийное окружениеИнформационное окружение

Слайд 19Обустройство помещений, аудиторий, учебных кабинетов, двора, спортплощадок и т. д
Костюмы педагогов,

технических работников и самих обучающихся.
Освоенная природная и социальная среда.
Государственная символика

и символика учреждения.
Информационные стенды в первом холле, таблички на кабинетах.
«Хозяйка холла» с бэджем.

Предметно-пространственное культурное окружение

Обустройство помещений, аудиторий, учебных кабинетов, двора, спортплощадок и т. дКостюмы педагогов, технических работников и самих обучающихся.Освоенная природная и

Слайд 20Предметно-пространственное культурное окружение
Создает психологический фон воспитания.
Становится фактором воспитания лишь

в том случае, когда оно «вочеловечено»:
за предметом видится отношение,
за

вещами угадываются интересы,
материальные средства выступают как условие благополучия каждого члена коллектива,
воспитанник активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство образовательного учреждения.
Предметно-пространственное культурное окружение	Создает психологический фон воспитания. 	Становится фактором воспитания лишь в том случае, когда оно «вочеловечено»:за предметом

Слайд 21Поведенческое культурное окружение
Интонации в обращении.
Мимика, жесты, позы при беседе.
Характер совместной

деятельности воспитанников и педагогов
Отдельные поступки воспитанников.
Конфликты и их разрешение, этическая

подготовка педагогов.
Традиции, ритуалы, обычаи, знакомство с историей учреждения.
Динамизм и общий тон образа жизни.
Поведенческое  культурное окружениеИнтонации в обращении.Мимика, жесты, позы при беседе.Характер совместной деятельности воспитанников и педагоговОтдельные поступки воспитанников.Конфликты

Слайд 22Поведенческое культурное окружение
Стиль поведения, свойственный воспитаннику в данном образовательном учреждении.
Складывается

за счет доминирования тех или иных поведенческих форм чередования различных

жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни).
Поведенческое культурное окружение	Стиль поведения, свойственный  воспитаннику в данном  образовательном учреждении. 	Складывается за счет доминирования тех

Слайд 23Событийное культурное окружение
Характер межличностных отношений.
Реализация защитной функции образовательного учреждения по

отношению к личности.
Превращение коллектива воспитанников в своеобразную общину, основанную на

господстве гуманистических ценностей
Встречи выпускников, день открытых дверей, посвящения, гостиные, творческие отчеты.
Профильные лагеря.

Событийное  культурное окружениеХарактер межличностных отношений.Реализация защитной функции образовательного учреждения  по отношению к личности.Превращение коллектива воспитанников

Слайд 24Событийное культурное окружение
Событие становится фактором воспитания, если воспитанник видит за

случаем, действием, обстоятельством отношение: событие для него становится со-бытием, сопереживанием.


Событийное  культурное окружение	Событие становится фактором  воспитания, если воспитанник  видит за случаем, действием,  обстоятельством

Слайд 25Информационное культурное окружение
Библиотека и читальный зал, интернет.
Музей учреждения.
Публичные выступления и

конференции.
Познавательные конкурсы, смотры.
Информационные стенды.
Информация о заслугах и достижениях воспитанников.
Стенды

о педагогах «Аплодисменты Учителю!».
Научная школа.

Информационное  культурное окружениеБиблиотека и читальный зал, интернет.Музей учреждения.Публичные выступления и конференции. Познавательные конкурсы, смотры.Информационные стенды.Информация о

Слайд 26Информационное культурное окружение
Отражает наличие целостного образа коллектива, представления о его

прошлом, настоящем и будущем, его месте в окружающем мире, специфических

особенностях.
Информационное  культурное окружение	Отражает наличие целостного  образа коллектива, представления  о его прошлом, настоящем и будущем,

Слайд 272. Индивидуальное воспитание
Самостановление индивида субъектом культуры
Ценностно-смысловое самоопределение
Норма Ценность

Смысл

ОБЩЕСТВО
Культура
Личность

ЧЕЛОВЕК
Осознание
Осмысление

2. Индивидуальное воспитаниеСамостановление индивида  субъектом культурыЦенностно-смысловое  самоопределениеНорма	   Ценность	  СмыслОБЩЕСТВОКультураЛичностьЧЕЛОВЕКОсознаниеОсмысление

Слайд 28Самовыражение
Разнообразие и выбор видов и форм организации деятельности, ролей.
Психологическая и

социально-педагогическая службы.
Научно-исследовательская работа.
Внеаудиторная культурно-досуговая деятельность.
Дополнительное образование: спортивные секции, кружки, клубы

по интересам.


СамовыражениеРазнообразие и выбор видов и форм организации деятельности, ролей.Психологическая и социально-педагогическая службы.Научно-исследовательская работа.Внеаудиторная культурно-досуговая деятельность.Дополнительное образование: спортивные

Слайд 29Самовыражение
Требования:
Возможность выбора профилей и форм организации.
Разнообразие ролевых позиций.
Гибкий график проведения.
Добровольность

участия.

СамовыражениеТребования:Возможность выбора профилей  и форм организации.Разнообразие ролевых позиций.Гибкий график проведения.Добровольность участия.…

Слайд 303. Субъектное воспитание
Диалогическое взаимодействие со значимым Другим

3. Субъектное воспитание	Диалогическое  	взаимодействие  		со значимым Другим

Слайд 313. Субъектное воспитание
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ
СО ЗНАЧИМЫМ ДРУГИМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Воспитание представляется сложным и трудным делом

только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя,

воспи-тывать своих детей.
Л. Н. Толстой
3. Субъектное воспитаниеДИАЛОГИЧЕСКОЕСО ЗНАЧИМЫМ ДРУГИМВЗАИМОДЕЙСТВИЕ	Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим,

Слайд 32Коммуникации
Массовые праздники.
Клубные мероприятия.
Дискуссионные клубы.
Научные конференции, олимпиады.
Семинары.
Шефство.

КоммуникацииМассовые праздники.Клубные мероприятия.Дискуссионные клубы.Научные конференции, олимпиады.Семинары.Шефство.…

Слайд 33Требования:
Уважительное отношение ко всякой точке зрения.
Стимулирование доказательности своей позиции.
Дискуссионность.

Коммуникации

Требования:Уважительное отношение ко всякой точке зрения.Стимулирование доказательности своей позиции.Дискуссионность.…Коммуникации

Слайд 34Фазы воспитательного взаимодействия
Рефлексивная обращение к опыту, поиск смыслов деятельности
Ценностная (или теоретическая)

сопоставление смыслов с системным знанием, оформление смыслов в ценности
Нормативная самореализация и

самоутверждение в деятельности (или в ее проектировании)



Фазы воспитательного взаимодействияРефлексивная обращение к опыту, поиск смыслов деятельностиЦенностная (или теоретическая)  сопоставление смыслов с системным знанием,

Слайд 351. Рефлексивная фаза
Системный анализ, обращение к смыслам своей деятельности, понимание

своей самости как позиции, достижение внутреннего согласия

1. Рефлексивная фаза	Системный анализ, обращение  к смыслам своей деятельности, понимание своей самости  как позиции, достижение

Слайд 362. Ценностная фаза
Оформление смыслов деятельности в процессе системного моделирования в

индивидуальные ценности и применение позиции как инструмента понимания мира, закономерностей

деятельности и поведения
2. Ценностная фаза	Оформление смыслов деятельности  в процессе системного моделирования в индивидуальные ценности и применение позиции

Слайд 373. Нормативная фаза
Позиция человека как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным

основанием гуманитаризации его деятельности и поведения

3. Нормативная фаза	Позиция человека как система  ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным  основанием гуманитаризации  его деятельности

Слайд 38воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь

в логике качественных изменений человека;



Специфика гуманитарного понимания воспитания

воспитание обращено к человеческой сущности и может быть понято лишь  в логике качественных изменений человека;………Специфика гуманитарного

Слайд 39
воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и

самоутверждения его в социокультурной среде;


Специфика гуманитарного понимания воспитания

…воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека: самоопределения и самоутверждения его в социокультурной среде;……Специфика гуманитарного понимания

Слайд 40

механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога

и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия;

Специфика гуманитарного понимания воспитания

……механизм воспитания сводится  к ценностно-смысловой  со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом

Слайд 41


ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием

и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.
Специфика гуманитарного

понимания воспитания
………ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из

Слайд 42качественные изменения человека;
возрастание его субъектности;
ценностно-смысловой характер;
диалогизм как со-изменение.
Специфика гуманитарного

понимания воспитания

качественные изменения человека; возрастание его субъектности;ценностно-смысловой характер;диалогизм как со-изменение.Специфика гуманитарного понимания воспитания

Слайд 43Б О Р Ы Т К О Николай Михайлович
Доктор

педагогических наук, профессор
Обращаться: e-mail: borytko@nm.ru http://borytko.nm.ru

Б О Р Ы Т К О  Николай Михайлович Доктор педагогических наук,  профессорОбращаться: e-mail: borytko@nm.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика