Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 2План:
Сущность содержания понятий «форма обучения», «форма организации обучения»;
Классификация форм обучения;
Характеристика отдельных форм обучения;
Урок как основная форма организации обучения.
Слайд 3 В педагогической литературе нередко встречаются разные толкования таких понятий,
как «форма обучения» и «форма организации обучения». Идентичны эти понятия
или нет? Попытаемся рассмотреть данный вопрос.
Слайд 4В переводе с латинского форма означает внешнее очертание, наружный вид,
структуру чего - либо. По отношению к обучению понятие форма
употребляется в двух значениях, как:
А) форма обучения;
Б) форма организации обучения.
Слайд 5 Форма – наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система
организации чего-либо.
Слайд 6 Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону
организации учебного процесса. Она зависит от: целей, содержания, методов и
средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.
Слайд 7 Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности
учителя и учащихся, осуществляемое в заранее установленном порядке и режиме
(А.С. Агафонова).
Слайд 8 Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности
учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме. Совокупность
форм, объёдинённых по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения (И.М. Чередов).
Слайд 9 В истории педагогики известны различные формы обучения: индивидуальная,
индивидуально-групповая, классно-урочная система, Белл-Ланкастерская, Дальтон-план, план Трампа и др.
Слайд 10 В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные
и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на:
Индивидуальные;
Фронтальные;
Групповые;
Коллективные.
Слайд 11 Индивидуальная форма обучения - форма организации обучения, при
которой учитель работает индивидуально
с каждым учеником.
Слайд 12 Фронтальная форма обучения - форма организации обучения, при
которой учитель работает одновременно со всеми учениками в едином темпе
и с общими задачами.
Слайд 13 Групповая форма обучения - форма организации обучения, при
которой учитель выделяет в классе группы по каким-то признакам и
организует работу учеников в таких группах.
Слайд 14 Коллективная форма обучения – отличается от фронтальной тем,
что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
Слайд 15Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой:
Ученики примерно
одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы;
Класс работает по единому годовому плану и единым учебным программам;
Основной единицей занятия является урок;
Слайд 16Классно-урочная система – коллективная форма организации обучения, при которой:
Продолжительность урока
регламентируется Уставом образовательного учреждения с учётом гигиенических норм;
Работой учащихся на уроке руководит учитель.
Слайд 17 Данная система была теоретически обоснована в XVII в.
чешским педагогом Яном Амосом Коменским и описана им в книге
«Великая дидактика».
Классной эта система называется потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определённого возраста, имеющей твёрдый состав и называемой классом.
Слайд 18 Урочной – потому, что учебный процесс проводится в
строго определённые отрезки времени – уроки. После Коменского значительный вклад
в разработку теории урока внёс К.Д. Ушинский.
Слайд 19Преимущества классно-урочной системы обучения:
Чёткая организационная структура;
Удобства управления деятельностью класса;
Слайд 20Преимущества классно-урочной системы обучения:
Возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм
учебной работы;
Стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
Слайд 21Преимущества классно-урочной системы обучения:
Тесная связь обязательной учебной и
внеучебной работы учащихся;
Эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
Экономичность обучения, т.к. учитель работает одновременно с группой учащихся.
Слайд 22 Недостатки классно-урочной системы обучения:
ориентация на среднего ученика, что создаёт
значительные затруднения для слабого школьника и задерживает развитие способностей у
более сильных;
ограниченное общение между учениками;
Слайд 23Недостатки классно-урочной системы обучения:
трудность учёта индивидуальных особенностей учеников;
одинаковый темп и ритм работы;
Слайд 24 Классификация форм организации обучения:
По составу учащихся:
А) временные
Б) постоянные
А) школьные (классы, лаборатории)
Б) внешкольные (дом, экскурсия, поход и т.д.)
Классификация форм организации обучения:
Слайд 26По времени работы:
А) классные
Б) внеклассные (соревнования, кружок, факультативы и т.д.)
Классификация форм организации обучения:
Слайд 27По характеру управления учителем учебной деятельностью учеников:
А) репродуктивные
Б) проблемно-поисковые В) исследовательские
Классификация форм организации обучения:
Слайд 28По дидактическим целям:
А) практика
Б) семинар
В) лекция
Классификация форм организации обучения:
Слайд 29 Урок как основная форма обучения.
Существуют
самые разнообразные формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция,
лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, зачёт, экзамен, предметный кружок, мастерская, студия и т.д.
Слайд 30 Урок – динамичная и вариативная основная форма организации
учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель
занимается с определённым составом учащихся – с классом – по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
Слайд 31 Урок – форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях
при классно-урочной системе обучения (Б.М. Бим-Бад).
Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса (А.С. Агафонова).
Слайд 32Классификация уроков по дидактической цели В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И.
Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова:
урок усвоения новых знаний;
урок усвоения навыков и умений;
урок комплексного применения знаний;
Слайд 33Классификация уроков по дидактической цели В.А. Онищука, Б.П. Есипова, Н.И.
Болдырева, Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова:
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и корректировки знаний, умений и навыков;
комбинированный урок.
Слайд 34Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведению И.Н.
Казанцева:
По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются
на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем.
Слайд 35По способу проведения учебных занятий уроки делятся на:
уроки в виде
лекций;
уроки в виде бесед;
Уроки-экскурсии;
Слайд 36По способу проведения учебных занятий уроки делятся на:
уроки самостоятельной
работы учащихся в классе;
лабораторные и другие практические занятия.
Слайд 37Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного
процесса С.В. Иванова:
вводные уроки;
уроки первичного ознакомления с материалом;
Слайд 38Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного
процесса С.В. Иванова:
уроки образования понятий, установления законов, правил;
уроки применения полученных знаний на практике;
Слайд 39Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного
процесса С.В. Иванова:
уроки навыков;
уроки повторения и обобщения;
контрольные уроки;
смешанные или комбинированные уроки.
Слайд 40 Обязательными элементами всех вышеназванных уроков являются организационный этап
и подведение итогов урока.
Структура урока
– совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определённой последовательности согласно дидактическим целям.
Слайд 41 Структура комбинированного урока:
Оргмомент
Проверка домашнего задания
Опрос
Сообщение по новой темы и задач, мотивация
Слайд 42Структура комбинированного урока:
Изложение нового материала
Закрепление нового материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Конец урока
Слайд 43 Урок как организационная система обучения – явление динамическое. Он
постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении
его целостности.