Слайд 1
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Педагогический совет
9 марта 2010 год
Слайд 2 Любая деятельность может быть либо технологией, либо
искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С
искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала.
В.П. Беспалько
Слайд 3Принципы осуществления
воспитательной технологии
Учет уровня воспитанности (знание особенностей ученика и
уровня воспитанности на данный момент жизни)
Принцип меры («не переиграть», мера
доли эмоционального и рационального в воспитательном воздействии)
Принцип оригинальности и новизны воздействия (профессиональный рост, мастерство педагога, использование новых форм)
Принцип компенсаторности (возможность возмещения недостающего у педагога качества или умения)
Слайд 4Виды воспитательных дел
Социально-ориентированные
Этические
Эстетические
Физкультурно-спортивные
Экологические
Трудовые
Слайд 5Технологическая цепочка любого воспитательного дела включает:
- Завершение
- Психологический настрой
- Содержательная
деятельность
- Проекция на будущее
- Подготовительный этап
Слайд 6Технология организации и проведения воспитательных дел
Целеполагание и проектирование (цель, задачи,
содержание, методы и приемы, средства)
Планирование (вместе с детьми, учитывать возрастные
и личностные особенности)
Организация и осуществление (диспетчерские функции, решение организационных вопросов, сценарий, развитие событий)
Анализ и подведение итогов
Слайд 7Технология коллективного творчества (КТД по И.П. Иванову)
Направленность КТД –
стремление к общению, к
познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная
активность
школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
С технологией КТД( по И.П. Иванову) все знакомы, поэтому напоминаю 6 этапов:
совместное решение о проведении дела,
коллективное планирование,
коллективная подготовка,
проведение дела,
коллективный анализ,
решение о последействии.
Слайд 8Технология педагогической поддержки
О.С. Газмана
Смысл поддержки – поддерживать можно лишь то,
помогать
можно лишь тому, что уже имеется в наличии.
Педагог оказывает поддержку
в решении жизненно
важных проблем:
Укрепление здоровья
Формирование нравственности
Развитие способностей, являющихся базой для становления способности к самоопределению, самореализации
Слайд 9Технология знакомства и
самопрезентации личности
Используемые техники:
«Личное дело»
«Визитка»
«Разговор при свечах»
«Портфолио» (папка
индивидуальных достижений)
«Проекты»
«Прикосновение к личности ребенка»
Использование различных вариантов самопрезентации
личности педагога и воспитанников
Слайд 10Технология планирования воспитательной работы классного руководителя и воспитателя
Индивидуальное планирование
Коллективное планирование
Планирование актива класса, семьи
Планирование воспитательного мероприятия
Слайд 11Технология персонифицированного (индивидуализированного) воспитания
Тьютерская поддержка и сопровождение личности
(лично-деятельностный подход)
- Как лучше всего помочь реализоваться каждому ребёнку
- Какие создать
условия
- Как укрепить его самосознание и в целом все процессы САМО
ИДЕЯ:
Искать с каждым ребенком его особый путь в сообщество, его роль в укреплении не коллектива, (где все едины), а сообщества где все разные, но равны.
Слайд 12Технология воспитания личности на основе системного подхода (по В.А. Караковскому)
-
Авторская модель воспитательной системы школы
Формирование субъектных отношений в классе,
семье
Определение методов выявления лидеров
Психологический климат в классе, семье
Неформальные объединения
Рефлексивные методики и техники
Разнообразные модели проведения классных часов и воспитательных мероприятий (традиционные, инновационные)
Слайд 13Здовьесберегающие технологии
Формы здоровьесберегающей работы:
Мониторинг состояния, содержания помещений школы
Рациональное чередование учебной
и не учебной деятельности школьников
Расширение, зонирование, гибкое моделирование воспитательного пространства.
Включение
в режим воспитательного процесса прогулок и экскурсий
Гибкие формы режимов и воспитательных планов
Ценностно-ориентированная система воспитания
Дополнительное образование
Физкультурно-оздоровительная работа
Лечебно-профилактические процедуры
Лекции, беседы
Разработка и внедрение учебных курсов по здоровому образу жизни
Слайд 14Здоровьесберегающие технологии
Защитно-профилактические
Компенсаторно-нейтрализующие
Стимулирующие
Информационно-обучающие
Где применяются?
- Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
- Реализация
системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры
отношения к своему здоровью
- Система школьного самоуправления
- Развитие системы внеурочной занятости детей.
Слайд 15Система и взаимосвязь ЗСТ
Медико-гигиенические технологии
Слайд 16Технология диагностики (этапы)
Постановка диагностической задачи
Отбор информации
Проведение диагностической процедуры
Качественная и
количественная обработка результатов
Педагогический анализ
Доведение до сведения результатов диагностики
Выявление проблем
Ранжирование
проблем с объяснением причин
Принятие управленческих решений
Слайд 17Какие используются воспитательные технологии в нашей школе-интернате?
Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность
– развивает отношения в коллективе
Диагностический анализ – коррекция отклонений в
нравственном становлении ребенка
Педагогическая поддержка – раскрывает индивидуальности ребенка, создает оптимальные условия для развития личности воспитанников
Игровая технология (Щуркова НЕ) – помогает в развитии и самоактуализации детей
Технология КТД (Иванов ИП) – формирует навыки общения, становление и сплочение коллектива
Гуманно-личностная технология – корригирует психофизическое развитие и познавательную деятельность, формирует элементы социального поведения
Технология моделирования – отрабатывает правила и нормы поведения