Слайд 1Современный урок – какой он?
Составитель: Кайда Е.Е.,
учитель математики высшей квалификационной
категории
МБОУ СОШ № 206 г. Новосибирска
Слайд 2Понятие «Современного урока»
Современный – относящийся к настоящему времени
(толковый словарь)
Урок –
основная форма организации обучения
(Ю.К. Бабанский)
Урок - логически законченный, целостный, ограниченный
определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации)
(Ю.К. Бабанский)
Слайд 3Основные Требования к современному уроку
Слайд 4Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
освещение;
предупреждение утомления и переутомления;
чередование видов деятельности (смена слушания
выполнением вычислительных, графических и практических работ);
своевременное и качественное проведение физкультминуток;
соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
соответствие классной мебели росту школьника.
Слайд 5Психологические требования к уроку
учет возрастных особенностей;
учет психологических
особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы);
критические точки
усвояемости
кризисы внимания (по Высоцкой С.И.) :
1 - на 14- 18-ой минуте
2 - через 11 - 14 минут
3 - через 9 - 11 минут
4 - через 8 - 9 минут
Слайд 6Дидактические требования к уроку
четкое формулирование образовательных задач в
целом и их составных элементов, их связь с развивающими и
воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Слайд 7Требования к технике проведения урока
урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес
к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм
урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Слайд 8Особенности самоорганизации и самообразования учителя
подготовленность к уроку и главное -
осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
рабочее самочувствие в
начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
педагогический такт (случаи проявления);
психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.);
непрерывное самообразование с целью профессионального роста.
Слайд 9Учет Возрастных Особенностей учащихся
1. Планировать урок в соответствии с индивидуальными
и возрастными особенностями учащихся;
2. Проводить урок с учетом
сильных и слабых учеников;
3. Осуществлять дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам, в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной формами работ учащихся на уроке.
Слайд 10Организация познавательной деятельности учащихся
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной
работы мышления и воображения учащихся (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по
повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
3. Закрепление результатов работы (обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса)
Слайд 11Основные компоненты современного урока
1. Организационный – организация класса в
течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2.
Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Слайд 12Правила организации современного урока
При подготовке к современному уроку целесообразно
придерживаться следующей последовательности:
Определить цель урока.
Подготовить содержание учебного материала.
Определить дидактические задачи урока.
Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
Составить план урока.
Проанализировать использование дидактических средств.
Слайд 13Анализ урока
Анализ урока - разбор и оценка урока в
целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения
профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.
Приведем схему анализа урока, которую предложил Г.И. Саранцев:
Слайд 16Современный урок должны отличать :
Целенаправленность. Наличие основной дидактической цели. Подчинение
всех элементов урока (частных учебных задач) одной цели;
Рациональное построение содержания
урока;
Оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке, обеспечивающих активное учение школьников;
Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся;
Слайд 18
Реализация перечисленных выше требований обеспечивает организационную четкость урока. Такую организацию
урока можно достичь, когда учитель свободно владеет материалом урока, учебным
предметом в целом, он не тратит времени на размышления и припоминания на уроке при изложении материала; знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения; знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для “загрузки” более сильных учащихся.
Слайд 19Литература
Дудницин Ю.П. Урок математики: Применение наглядных пособий и ТСО. -
М.: Высшая школа, 1987.
Денищева Л.О., Кузнецова Л.В., Лурье И.А.
и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике - М.: Просвещение, 1993.
Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение. - М.: Просвещение, 1995.
Килина Н.Г. Подготовка учителя к уроку, анализ урока. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика Учеб пособие. – М.: Просвещение, 1985.
Окунев А.А. Подготовка к уроку //Математика в школе, - 1991- № 1
Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов мат. спец. пед. Вузов и ун-тов. - М.: Просвещение, 2002.
Семенов Е.Е., Зюкина И.Е. Стиль преподавания и подготовка учителя математики // Математика в школе. - 1995. - № 2.
Смирнова Е.М. Разработка урока // Математика в школе. - 1992. - № 6.