Слайд 1«Технологии социально — психологического сопровождения учебно — воспитательного процесса»
Социальный педагог:
Волкова О.В.
Педагог — психолог: Гаевая Г.А.
МБОУ СОШ №3
Город Чехов Московская
область
Слайд 2 «Детство – это цветущий луг,
залитый солнцем,
по которому бежишь без оглядки
к далёкому горизонту.
И как важно чтобы рядом с тобой
был любящий опытный поводырь»
А.И.Баркан
Слайд 3 СОПРОВОЖДЕНИЕ
система профессиональной
деятельности психолога и социального педагога, направленная на создание социально-психологических условий
для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Слайд 4СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Слайд 6 УРОВНИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Уровень класса (группы) – ведущую роль играют
учителя и классный руководитель
(первичная диагностика и профилактика,
создание классного коллектива, разрешение простых конфликтных ситуаций…)
Уровень школы – работа ведется педагогом-психологом, социальным педагогом
(решение проблем повышенной трудности, требующих привлечения специалистов )
Слайд 8ЕСЛИ ПЕДАГОГИКА ХОЧЕТ
ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ,
ТО ОНА ДОЛЖНА
УЗНАТЬ ЕГО
ТАКЖЕ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.
Слайд 9 ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ
1
2
3
Исследование
эмоционально-
личностной сферы
ребёнка
Изучение
стилей
семейного
воспитания
Диагностика
комплексов,
сформированных
в семье
Слайд 10
ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
"КАКТУС « (М.А. ПАНФИЛОВА)
Цель –исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка, выявление наличия агрессии,
ее направленности и интенсивности.
Слайд 11
ИНСТРУКЦИЯ:
НА ЛИСТЕ
БУМАГИ (ФОРМАТ А4) НАРИСУЙТЕ КАКТУС, ТАКОЙ, КАКОЙ ВЫ ЕГО СЕБЕ
ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо.
Слайд 12ПО ЗАВЕРШЕНИИ РИСОВАНИЯ РЕБЕНКУ МОЖНО ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ
ПОМОГУТ УТОЧНИТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его
можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают:
поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Слайд 13 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
АГРЕССИЯ - НАЛИЧИЕ ИГОЛОК, ОСОБЕННО ИХ
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО. СИЛЬНО ТОРЧАЩИЕ, ДЛИННЫЕ, БЛИЗКО РАСПОЛОЖЕННЫЕ ДРУГ К ДРУГУ
ИГОЛКИ ОТРАЖАЮТ ВЫСОКУЮ СТЕПЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ.
Импульсивность – отрывистые линии,
сильный нажим.
Слайд 14ЭГОЦЕНТРИЗМ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ - КРУПНЫЙ РИСУНОК, В
ЦЕНТРЕ ЛИСТА
ЗАВИСИМОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ - МАЛЕНЬКИЙ РИСУНОК, ВНИЗУ ЛИСТА
Демонстративность,
открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность –
расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Слайд 15
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога
- использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки,
прерывистые линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий и форм
Слайд 16
Экстровертированность – наличие других
кактусов, цветов
Интровертированность – изображен только
один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус
Слайд 19ДИАГНОСТИКА СТИЛЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Слайд 20 Результаты показателей семейных взаимоотношений.
Слайд 21УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРЁВОЧКИ»
Цель: определение комплексов, барьеров, сформированных в детстве, приводящих
к нарушению стилей поведения подростков.
Слайд 22 Описание упражнения:
Психолог в роли мамы: я взрослая, я более
опытна, я больше знаю про жизнь и что лучше для моей дочери.
И поэтому, чтобы она никуда не ушла я завяжу ей ножки.
Чтобы не потянулась за чем либо я завяжу ей руки.
Чтобы на улице, дома, в школе ничего плохого не слышала, я завяжу ей ушки.
А чтобы плохого ничего не увидела, я завяжу ей глазки.
Я ведь мудрее, я ведь лучше знаю, что нужно моей дочери.
И поэтому, чтобы она ничего плохого не попробовала, я ей завяжу ротик.
Бедная моя девочка, сколько в жизни у неё будет страданий, чтобы душа её не болела, чтобы она не чувствовала боли, я ей завяжу сердечко.
Вот так теперь лучше. Но моя доченька всё равно может захотеть куда-то пойти, поэтому я на шейку завяжу ещё и поводок, чтобы она уж наверняка никуда не ушла.
Слайд 23 Далее по выбору ребёнка снимаются те
верёвочки, которые ему больше всего мешают.
Последние
2-3 верёвочки – зажимы с детства, которые мешают ребёнку в жизни, приводят к использованию неправильных стилей поведения, необдуманных поступков, самые сильные барьеры.
Интерпретация:
Руки – нежелание контактировать.
Ноги - нерешительность.
Уши – нежелание слышать очевидное.
Глаза – нежелание видеть происходящее.
Рот – невозможность сказать.
Грудь – не проявляются чувства.
Шея – отсутствие самостоятельности.
Слайд 24Технология социально- педагогической поддержки
( педагогическая лаборатория Олега Газмана)
Этапы:
Диагностический
Поисковый
Договорной
Деятельностный
Рефлективный
Основная
стратегия: перевести подростка из пассивной позиции «жертвы» и «потребителя» в
активную – « субъекта» и партнера.
Слайд 25
Тактики социально-педагогической
поддержки ребенка в
преодолении проблем
Слайд 26Не бывает «проблемных» детей, которые не создают проблему педагогу.
Любой
«проблемный ребёнок» — это испытание, выпавшее на
долю взрослого.
Слайд 27ТАКТИКА ЗАЩИТЫ
Кредо: "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств»
Направлена на изменение
негативных обстоятельств в случаях, когда от действий самого ребёнка эти
обстоятельства не могут измениться к лучшему.
Педагог: защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; смягчает негативные обстоятельства; развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
Слайд 28 ТАКТИКА ПОМОЩИ
Кредо: Преодолей
страх, помоги сам себе
Тактика в основном рассчитана на детей, которые
самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой
Педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от разочарования,
восстанавливает у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей, веру в собственные силы
Слайд 29 ТАКТИКА СОДЕЙСТВИЯ
Кредо: "Ты всегда
можешь совершить выбор»
Тактика развивает критические, аналитические способности ребёнка, но
главное - ребёнок учится концентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решения.
Учитель помогает увидеть ребенку варианты решения проблемы, установить причинно- следственные связи
Слайд 30 ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Кредо:
"Договор - это испытание
свободой и ответственностью".
Тактика учит договариваться с другими людьми, обретать опыт
проектирования совместной деятельности. и в этом получать подкрепляющий ресурс
Учитель может продемонстрировать ребёнку различные способы, которые помогут ему становиться более эффективным и успешным в совместной деятельности
Слайд 31 ЗАДАНИЕ К РЕШЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ
Какие действия Вы предпримите в данной ситуации, учитывая интересы
ребенка?
Какую тактику при этом используете?
Слайд 32 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 1
Ученица 8
класса открыла страницу
в « Контакте» и увидела
там свою фотографию в неприглядном виде в фото – шопе.
Оказалось, что в обсуждении фото принимали участие некоторые ее друзья и одноклассники
Слайд 33 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 2
Девочка Света очень хотела
иметь новый сотовый телефон, а родители не могли ей его
купить.
Однажды Света увидела у одноклассницы телефон и когда та вышла на перемене из класса, взяла телефон из ее портфеля. Один мальчик все видел и рассказал одноклассникам, которые объявили Свете бойкот.
Слайд 34 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 3
Классный руководитель узнал, что
его ученик во время классного огонька попробовал таблетки
триган-Д.
Слайд 35 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 4
Вы увидели, что ученик вашего
класса пришёл в школу с синяками на руке.
В разговоре с ребёнком выяснилось, что его побила мама за то, что он своровал из её кошелька 50 рублей.
Слайд 36 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 5
Учащиеся класса, где Вы являетесь
классным руководителем – из семей с разным материальным достатком. Вы
заметили, что дети состоятельных родителей унижают учеников из малообеспеченных семей из-за немодной одежды.
Слайд 37 Использование техник в индивидуальном
консультировании подростка.
Слайд 39Коррекционная работа
(используемые методы)
Слайд 40
РОЛЕВАЯ ИГРА
«Семеро козлят и волк»
Цель: умение сказать «нет»,
умение убеждать, умение распознавать обман и внимание к невербальным проявлениям.
Слайд 41 Краткое описание:
Участникам раздают бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть
– «коза», треть – «козлёнок».
«Козлята» идут в свой дом, а волки и козы (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они козы и что им надо открыть дверь.
Козлята решают пускать или нет. Если пустили волка, то он забирает двух козлят, если козу не пустили, из игры также выбывает два козлёнка, которые умирают от голода.
Слайд 42Примеры других технологий
работы с подростками
Мозговой штурм
Коллективный рисунок
Слайд 43 Психотерапевтический
тренинг
Упражнение- рефлексия