Слайд 1Технология исследования
как способ формирования и развития универсальных учебных действий
обучающихся
Автор: Корепанова Светлана Вячеславовна, учитель химии и биологии МБОУ
Игринская СОШ № 2
Слайд 2 «Вглядывайтесь в мир, удивляйтесь, будьте пытливыми. Способность удивляться,
видеть всем известные вещи под новым углом зрения – залог
самых необычных открытий…»
В.А. Энгельгард
Слайд 3 В условиях реализации программы
«Модернизации школьного образования»
главной задачей становиться формирование ключевых компетенций у обучающихся, а деятельность
педагога из знаниевой парадигмы должна перейти в парадигму личностного развития.
Слайд 4 При этом компетенции можно рассматривать как способность личности
применять свои знания на практике, а компетентность – как характеристику
личности, определяющую эффективность и результативность его деятельности, соответствие результатов нормативным и социальным требованиям.
Слайд 5 Формирование ключевых компетенций определяют следующие составляющие:
1)профессионализм педагогов;
2)управляющая
система;
3)субъект деятельности – обучающийся;
4)социум;
5)организация образовательного процесса.
Слайд 6 При этом возможным становится реализация компетентностного подхода, при
котором акцентирующее внимание уделяется результату образования, причем в качестве результата
рассматривается не только сумма знаний, но и способность человека действовать в различных ситуациях, значимых за пределами системы образования.
Слайд 7 Основными характеристиками компетентностного подхода являются:
1)практикоориентированность
2)личностноориентированность
3)продуктность
4)контектность
5)значимость за пределами образования
Слайд 8 При таком подходе становится возможным формирование у обучающихся
универсальных учебных действий (УУД).
Согласно федеральным государственным стандартам универсальные
учебные действия делятся на 4 группы:
1)Личностные
2)Регулятивные
3)Познавательные
4)Коммуникативные
Слайд 9 Именно технология исследования способствует формированию каждого из блока
универсальных учебных действий.
Этапы исследования:
1)Проблемно-ориентированный анализ
2)Определение актуальной проблемы
3)Определение темы исследования
4)Целеполагание
5)Определение задач
6)Планирование(через выбор методов и технологий)
7)Организация непосредственно исследования
8)Анализ результатов
9)Коррекция полученных результатов в случае расхождения реально действия и его продукта
10)Определение выводов и их соответствия поставленной цели
11)Создание продукта и его защита
Слайд 10Личностные УУД
Смысло-образование
Нравственно-этническое оценивание
Самопознание и самоопредение
Актуальность
исследования
Оценка
исследования
и его значимость не только
для себя лично
Самостоятельная
работа
по этапам
исследования как шаг
самосовершенствования
и самопознания
Слайд 11Регулятивные действия
Целеполагание
Планирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Прогнозирование
Волевая само регуляция
Регулятивные
действия совпадают с этапами исследования
Слайд 12Познавательные действия
Обще-учебные
Логические
Постановка и решение проблем
Осуществление
плана
исследования
Логически
правильное
построение
плана
проведения
исследования
Проведение самого
исследования
в
целом проводится
через постановку
цели и
осуществления
этой цели
Слайд 13Коммуникативные действия
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Построение речевых высказываний
Лидерство
и согласование действий с партнером
Определение цели,
функций участников
исследования и
способов
взаимодействия
Инициативное
сотрудничество
в поиске и
сборе
информации
Умение полно
и точно выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
Контроль,
коррекция,
оценка
действий
партнера
Слайд 14 Виды учебно-исследовательской деятельности в учебно-урочной деятельности
1)Исследовательский метод
на уроке (наблюдение, анализ фактов, выдвижение гипотезы).
2)Нетрадиционные уроки (урок-исследование, урок-лаборатория,
урок творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей и т.д.)
3)Мини-исследование и учебный эксперимент (наблюдение и изучение фактов, выявление проблемы, постановка темы исследования, целей и задач, выдвижение гипотезы, разработка методики исследования, проведение собственно исследования, анализ данных, выводы, защита результатов).
4)Домашнее задание исследовательского характера
Слайд 15Структура урока-исследования
1)Актуализация знаний
2)Мотивация
3)Создание проблемной ситуации
4)Определение темы исследования
5)Формулирование цели
и задач исследования
6)Выдвижение рабочей гипотезы
7)Проведение эксперемента, лаб. и практич.
работ, чтение и анализ учебной, справочной, дополнительной литературы медиа-источников, размышление, синтез, просмотр учебных фильмов и т.д.
8)Интерпретация полученных данных
9)Выводы по результатам исследования
10)Применение новых знаний в учебной деятельности
11)Подведение итогов работы
Слайд 16 Виды учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности
1)Исследовательские работы
2)Исследовательская практика
3)Защита
выпускной экзаменационной работы
4)Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)
5)Факультативы
6)Ученическое научно-исследовательское общество
7)Конкурсы, олимпиады,
марафоны
8)УИД как составная часть учебных проектов
Слайд 17 Алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы
1)Актуализация проблемы
2)«Инкубационный период»(определение сферы исследования,
формулировка четко сформулированной цели исследования)
3)Формулировка цели исследования(как можно строже обозначить
границы исследования)
4)Выработка гепотизы(«если»…, «то»…)
5)Формулировка задач
6)Выработка методики(с использование теоретических и практических методов исследования)
7)Определение календарного плана исследования
8)Сбор и обработка информации
9)анализ, обобщения, структурирование полученных результатов
10)Защита доклада
11)Обсуждение итогов работы
Слайд 18 Применение технологии исследования в практике педагога в учебной
деятельности
1)Использование исследовательского метода при решении сложной задачи, анализе первоисточников, решение
поставленной проблемы
2)Проведение уроков-исследований и уроков с элементами исследования(уроков-защит мини-исследований, исследовательских проектов, выполнение домашних заданий исслед. характера, уроков-творческих отчетов и т.д.)
3)Выполнение мини-исследований, практических работ, учебных экспериментов
4)Выполнение домашних заданий исследовательского характера
Слайд 19 Применение технологии исследования в практике педагога во внеурочной
деятельности
1)Выполнение исследовательских работ
2)Исследовательская практика во время работы летнего пришкольного лагеря
3)Работа
факультативов и кружков;
4)Работа с детьми высокого уровня подготовленности в рамках школьного лагеря;
5)Участие в работе школьного научного общества;
6)Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня;
7)Выполнение учебно-исследовательских проектов