Слайд 1ГОУ РМЭ « специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар
                                                            
                                    – Олы № 1 для воспитанников обучающихся с ограниченными возможностями
                                    здоровья
Социально-бытовая ориентировка 
Учитель СБО Онучина Вера Васильевна 
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2С Б О 
Социализация 
 Быт 
Ориентировка 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта и
                                                            
                                    
социальных ролей.
Ведущее и определяющее начало социализации – воспитание.
социализация отношений 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Уклад повседневной жизни, удовлетворение материальных потребностей, освоение духовных благ, культура
                                                            
                                    
общения.
быт 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Различные формы и способы обследования окружающего мира и ознакомления с
                                                            
                                    
окружающим обществом.
Ориентировка 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Три группы знаний, умений и навыков  накопления социального опыта
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Ведение семейного бюджета, выбор и содержание жилища, личные нужды, жизнь
                                                            
                                    в семье, воспитание детей, покупка продуктов и приготовление пищи, покупка
                                    одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, досуг и передвижение
1. Социально-бытовая  адаптация 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8
Самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, независимость,
                                                            
                                    
умение разрешать проблемы, общение.
2.Формирование личности 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Знание и исследование профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и
                                                            
                                    навыки, поведение в трудовом коллективе, достаточные физические и специфические навыки,
                                    поиск работы и сохранение рабочего места. 
3.социально- трудовая адаптация 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
         
                                      Внешний вид
                     Торговля
                     Питание
                       Трудоустройство
                     Учреждения, организации
                     Средства связи
                     Жилище
                     Семья
                     Личная гигиена
                     Бюджет
                     Транспорт
                     Культура поведение
                     Медицинская помощь
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ЦЕЛЬ уроков СБО - Социальная адаптация в самостоятельной жизни
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12 1.Определить      данного урока в
                                                            
                                    системе уроков по теме и обеспечить связь изучаемого материала с
                                    ранее усвоенным.
С предыдущей темой
С знаниями, полученными по данной теме в младшем классе.
место 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 132. Ясно представлять и сформулировать цель урока - мысленное предвосхищение
                                                            
                                    его конечных результатов. 
     должна формировать
                                    способность у установлению причинно-следственных зависимостей и обладать свойствами:
 -полнотой содержания,
 -временной определённостью 
 - реальностью
 - побудительностью
Цель 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                             ,
                                    адекватные поставленным задачам.
     - демонстрация
     - практическая работа
     - самостоятельные работы
     - экскурсии
     - ролевые ситуации
     - работа с тестами, дидактическими заданиями, перфокартами, технологическими картами. 
приёмы и методы 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                             
                                            должны соответствовать цели и задачам урока.
 - приближенность к реальной жизни помогает осуществить перенос полученных знаний, умений и навыков в реальные жизненные ситуации. 
Оборудование, наглядность, технические средства 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16   5. использовать урок для 
  Для
                                                            
                                    решение воспитательных задач
 -воспитывать чувство коллективизма и ответственности; самостоятельность, трудолюбие
                                    и аккуратность;
 - формировать настойчивость и терпение
 - способствовать развитию норм поведения и эстетического вкуса.
формирования положительных качеств личности 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Образовательная 
Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
                                                            
                                    
 
  Знания должны основываться на ранее усвоенных понятиях
                                    для лучшего усвоения нового и закрепления пройденного материала.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Коррекционно-развивающая
  Урок должен способствовать запуску компенсаторных механизмов
 - целенаправленное
                                                            
                                    
развитие мышления ( памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20воспитательная
  Формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и
                                                            
                                    
эстетической культуры.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22МЕТОД – способ передачи и закрепления знаний по предмету
Устный рассказ
                                                            
                                    
Беседа
Экскурсии
Лабораторный метод
Упражнения в виде записей и графических работ
Упражнения в применении
                                    полученных знаний
Метод проверки знаний
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Устный рассказ
Обучающиеся, в силу заболевания, испытывают затруднения в восприятии устной
                                                            
                                    
речи, т.к. через некоторый промежуток времени они теряют смысловую нить
                                    рассказа учителя и отвлекаются. Существует несколько форм рассказа
- без использования наглядности
- с использованием наглядности
- с использованием технических средств обучения
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Беседа 
Вопросно- ответная форма
  Главное, правильно сформулировать вопрос, чем
                                                            
                                    
побудить учащихся к самостоятельным выводам. Беседа способствует развитию у учащихся
                                    умение выражать свои мысли в устной речи
Хорошо продумать вопросы ( видоизменять их, варьировать ими)
Ответы должны быть по существу, правильными, полными ( при ошибках исправлять и повторять) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Экскурсия 
Получение знаний в естественной обстановке 
  Необходимо подготовиться
                                                            
                                    
к экскурсии:
-  Определить её цель, содержание и методы
Подготовить учащихся
                                    ( поставить вопросы, задачи)
При проведении вести индивидуальный контроль 
После экскурсии провести опрос для закрепления
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Лабораторный метод 
Практическая работа
Реакция соды и уксуса
Плавление синтетики при нагревании
Приготовление
                                                            
                                    
маринада
Нарезка хлеба
Приготовление дрожжевого теста
Чистка мягкой мебели
Правила личной гигиены
И многое другое…….
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Упражнения в виде записей и графических работ
Ведение тетрадей по СБО
                                                            
                                    
( с 5-го по 9-ый класс)
Краткость, чёткость 
Схематичность 
Зарисовки 
Оформление
                                    тетрадей картинками 
Вклеивание бланков, копий документов..
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Упражнения в применении полученных знаний
Знаний, умения, навыки должны быть неотделимы
Многократные
                                                            
                                    
упражнения 
Применение знаний на практике
Видоизменённые варианты
( выведение пятен, приготовление консервации,
                                    заполнение документов, написание адреса….)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Метод проверки знаний
  Различные способы и виды проверочных работ
                                                            
                                    
 - технологические карты
  - тесты
  - опросники
                                     - игровые ситуации
  - практические индивидуальные и групповые работы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
  УЧИТЫВАТЬ
индивидуальные особенности учащихся
зону проживания
время года
оснащённость кабинета
  
                                             ПРОДУМАТЬ
Связь с темой пройденного материала
Мотивационный момент
Подбор образовательной технологии
Записи и задания в тетради и на доске
Словарный материал
Связь с другими учебными предметами
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Вводный урок – подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация
                                                            
                                    
и систематизация имеющихся опорных знаний по данной теме. Сообщение сведений
                                    общего характера, необходимых для осмысливания новой темы.
Сообщение новой темы – изучается новый материал, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и проектированием урока.
Формирование и закрепление умений и навыков – практическая деятельность, игровые ситуации….
Обобщающий урок – систематизируется материал, изученный по определённым темам и разделам.
Контрольный урок – выполнение контрольных работ.
Комбинированный урок – сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34ЦЕЛЬ уроков СБО-Социальная адаптация в самостоятельной жизни
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Организация начала урока – переключение с одного вида деятельности на
                                                            
                                    
другой.
Проверка домашнего задания – уровень полученных ранее знаний, их закрепление,
                                    повышение авторитета учащихся.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний – актуализация сведений, которые будут использованы в процессе изучения нового материала. 
Постановка цели и задачи- мотивация для изучения темы.
Объяснение нового материала – простая и убедительная форма изложения знаний - основа хорошего понимания и усвоения нового материала.
Закрепление – использование дифференцированного подхода и разнообразных форм закрепления знаний.
Повторение изученного – систематизация, обобщение и воспроизведение материала по темам и разделам. (вопросы, практические задания, наглядность….)
Подведение итогов урока, оценка знаний – воспроизведение основного содержания урока, выделение положительных моментов и недостатков в работе уч-ся, учитывать психофизические особенности. Оценка имеет воспитательную и активизирующую роль.
Сообщение домашнего задания – помочь перенести полученные знания и умения на уроке СБО в естественные бытовые условия.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 36" Важнее социальной адаптации в мире нет и не может
                                                            
                                    
быть..." 
" Формообразование" личности начинается ещё в детстве...в школе