Слайд 1Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников
И.Г. Назарова, заведующая кафедрой
педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
22.01.09
Слайд 2Не знаю в жизнь ничего более воодушевляющего, чем бесспорная способность
человека путём сознательных усилий возвышать жизнь свою
Генри Дэвид Торо
Слайд 3В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела
Инвариантная часть
Вариативная часть
Внеурочная
деятельность
Слайд 4Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного
учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной
системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
(http://www.standart.edy.ru)
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,
Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Слайд 5Использование раздела «Внеурочная деятельность»
Неотъемлемая часть образовательного процесса в
школе
Способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных
стандартов общего образования
Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника
Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
Слайд 6Виды внеучебной деятельности
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественное
творчество
Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Слайд 7БОП и направления внеучебной деятельности
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Научно-познавательное
Военно-патриотическое
Общественно полезная
деятельность
Проектная деятельность
Слайд 8Базисный образовательный план начальной школы.
Внеучебная деятельность
Слайд 9Направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир
представляют собой содержательные
приоритеты при организации внеучебной деятельности
основание для построении соответствующих
образовательных программ
Слайд 10Внеклассная проектная деятельность
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности,
имеющие ряд общих признаков:
1) направлены на достижение конкретных целей;
2) включают
в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Слайд 11Проектная деятельность
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности
и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки,
самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). ;
Слайд 12Порядок действий в работе с проектами
1. Знакомство класса с темой.
2.
Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Слайд 13Проекты отличаются друг от друга
результатом:
- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки,
костюмы, макеты, модели и т.д.);
- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН,
показы мод и т. д.);
числом детей
индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
набором и иерархией ролей;
соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
необходимостью привлечения взрослых
Слайд 14Примеры проектов в рамках курса «Математика»
Тема: математические развлечения
Примеры подтем:
• Игры
с числами.
Невозможные рисунки
• Логические задачи.
•
Магические квадрат
•Старинные задачи.
«Фокусы с числами»
• Логические игры
«Развертки»
Примеры проектов:
•Лист Мёбиуса.
• Бумажный домик с мебелью.
• Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли,).
• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
• Конкурс математических развлечений.
•Энциклопедия математических развлечений.
•Математический праздник.
Слайд 15Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»
Курс «Окружающий мир» обладает
широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит
продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, на природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности
Слайд 16«Окружающий мир»
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной,
а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе
которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием
Слайд 17Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе
имеет отличительные особенности
Во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой
содержания курса;
Во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
В-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Слайд 18Тема: человек и природа
Осенние работы и праздники в традиции народов
моего края.
Зимние работы и праздники в традиции народов моего
края.
Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.
Слайд 19 Тема: человек и семья
Терминология родства и свойства в языке
народов моего края.
Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
Пестование младенцев в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
«Старый и малый» в культуре народов моего края.
Слайд 20Тема: человек и история
• Топонимика моего края и народные толкования
топонимов.
• Героический эпос народов моего края.
• Исторические песни и предания
народов моего края.
• Мои земляки в истории России.
• Мои земляки в культуре России.
• Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.
Слайд 21Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение»
Тема: сказки
Проекты:
Создание сборника
сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
Герои сказок
в лепке.
Герои сказок в рисунках.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Слайд 22Факультативы и кружки
Математика
Факультатив «Информатика: логика и алгоритмы»
Факультатив «Информационные технологии»
Кружок «Шахматы»
Литературное
чтение
Факультатив «Детская риторика»
Кружок «Путешествие в прошлое»
Кружок «Занимательная топонимика»
Составление Толкового
словарика
Формы организации внеурочной деятельности по курсу «Технология»
индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;
кружки, творческие группы и клубы по интересам:
технические объединения (ЛЕГО-клуб, техническое моделирование, авиамодельные, судомодельные, автомодельные кружки, «Юные конструкторы и изобретатели», «Оч. умелые ручки» и т. п.);
художественно-прикладные кружки (оригами, художественной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки, бисеро-плетения, «Юный скульптор», «Золотая соломка», «Книжкина больница», «Куклы народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения - своими руками», «Подарки и сувениры», «Театр на столе» и т. п.);
Слайд 23Результаты и эффекты
Результат – это то, что стало непосредственным итогом
участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил
и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Слайд 24Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
«Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Слайд 25Результаты
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень
– школьник ценит общественную жизнь
3-й уровень – школьник самостоятельно действует
в общественной жизни
Слайд 26Достижение образовательных эффектов этой деятельности
(эффектов воспитания и социализации детей)
формирования
коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности:
страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Слайд 27Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет
во-первых, разрабатывать образовательные программы
внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
во-вторых, подбирать
такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;
в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Слайд 28Методический конструктор внеучебной деятельности
С помощью Методического конструктора могут быть
разработаны различные типы образовательных программ
комплексные образовательные программы
тематические образовательные программы
образовательные
программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности;
индивидуальные образовательные программы для учащихся
(Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7)