Слайд 1
«Творческое развитие универсальных возможностей учащихся на уроках истории и обществознания»
(из опыта работы)
Подготовила
преподаватель общественных дисциплин Пантелеева В.П.
Слайд 2Аннотация
Тема выступления выявляет особенности применения информационного ресурса с целью
развития одаренности детей, что особо востребовано в современном образовании. Это,
прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию. Это есть важный критерий совершенствования системы образования. В выступлении, опираясь на современные технологии на уроках истории и обществознания, учащиеся лучше усваивают тему, у них выше мотивация к изучению учебного материала, результативность, чем по темам, изученным традиционным путем.
Применение системно-деятельного подхода в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.
Слайд 3План:
Актуальность темы.
Принципы, стратегии и виды творческого саморазвития школьника.
Задачи и требования
к учителю, сопровождающего творческое саморазвитие.
Выборочные виды активных форм организации
обучения, обеспечивающих творческое саморазвитие учащихся.
Некоторые итоги.
Актуальность
Распознав свои таланты, дети с их
особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад.
Стефани Дезибур
Проблема одаренности всегда была и является в современном образовании актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию. Это есть важный критерий совершенствования системы образования.
Слайд 5
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
В
разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа» говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения творческого саморазвития школьников.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать и отработать механизмы учета индивидуальных возможностей и достижений школьников.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Приказ №271от 04.02.2010 г.
Слайд 6Все одарённые учатся легко и быстро! (стереотип особенно распространён в
учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь
один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).
*Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике, как иногда сообщается) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
Слайд 7Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»
Слайд 8Проблемы обучения одарённых учащихся
Около 30 % отчисленных из школы за
академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).
Около 30%
отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).
Слайд 9
Принципы обучения творческому саморазвитию учащихся
Слайд 10Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным.
Повышать
интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИНТ, продумывая персональные задания,
задания на выбор, интегрированные задания.
создание ситуаций успеха – необходимое условие для творческого саморазвития.
Слайд 11Требования к личности учителя, сопровождающего творческое саморазвитие ученика.
увлечённость своим делом
желание
работать нестандартно
знание психологии одарённых учащихся
любознательность
эрудированность
поисковая активность
мотивационная готовность к работе с
одарёнными учащимися
нравственность
знание всех областей человеческой жизни
Слайд 13Учебный проект
Кроме информационных технологий, я использую учебный проект.
На уроке
повторения в 8 классе «Россия в первой четверти XIX века», На
уроке повторения в 8 классе «Россия в первой четверти XIX века», по обществознанию «Человек среди людей», ученикам было предложено выполнить мини – проекты.
Слайд 14Из записок генерала-майора Н.А. Саблукова
В своих записках Саблуков так говорит
о внешности Аракчеева:
По наружности Аракчеев похож на большую обезьяну в
мундире. Он был высок ростом, худощав и жилист; в его складе не было ничего стройного; так как он был очень сутуловат и имел длинную тонкую шею, на которой можно было бы изучать анатомию жил, мышц и т. п. Сверх того, он как-то судорожно морщил подбородок. У него были большие, мясистые уши, толстая безобразная голова, всегда наклоненная в сторону; цвет лица его был нечист, щеки впалые, нос широкий и угловатый, ноздри вздутые, рот большой, лоб нависший. Чтобы дорисовать его портрет — у него были впалые серые глаза, и всё выражение его лица представляло странную смесь ума и злости.
Слайд 15Синтетический анализ персоналии.
Слайд 16Технология проблемного диалога
О Петре I: "Петр - великий государственный
деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по
пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов
О Николае I: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)
Предоставить учащимся два противоречивых факта:
Например, различные точки зрения при оценке исторической личности:
Слайд 17Вывод: Итак, задумаемся..?
Должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые
его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их
более удобными для своей жизни?
Слайд 18
Различные точки зрения при оценке исторических событий.
Точки зрения при
оценке исторических событий
В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/
«В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»
«Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»
«Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»
Слайд 19Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:
Слайд 20Некоторые итоги.
1. Результаты обучения показали, что в параллели классов, где
регулярно проводятся уроки с ИКТ, учащиеся лучше усваивают тему, у
них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем.
2. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию.
Слайд 21“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”