Слайд 1«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Универсальные
учебные действия как основа реализации образовательного стандарта
Слайд 2Актуальность выбранной темы
«Вопрос системных изменений в школе касается практически любого
человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов
национального развития»
Президент Российской Федерации Д.Медведев
Заседание Совета при Президенте РФ
по науке, технологиям и образованию
15 октября 2008 года
Слайд 3 Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное
и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение
учиться».
Компетенция – это «знание в действии». Компетенция понимается как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют такие виды компетенции как
личностная
коммуникативная
интеллектуальная
социальная
общекультурная
Слайд 4Задачи образования
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 5Универсальные учебные действия
В широком значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 6
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области
Слайд 7
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре
блока:
личностный
регулятивный
(включающий также действия саморегуляции)
познавательный
коммуникативный
Слайд 8Личностные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 9
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
действие смыслообразования
(ученик должен
задаваться вопросом:«Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и уметь находить ответ )
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Слайд 10Регулятивные учебные действия
обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности
целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Слайд 11Познавательные универсальные учебные действия
общеучебные
логические
действия постановки и решения проблем
Слайд 12Общеучебные универсальные действия
выделение и формулирование познавательной цели
поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска
знаково-символические моделирование – преобразование
объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
выбор наиболее эффективных способов решения задач
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
смысловое чтение
постановка и формулирование проблемы
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Слайд 13Универсальные логические действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе
самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
подведение под понятия, выведение следствий
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
доказательство
выдвижение гипотез и их обоснование
Слайд 14Постановка и решение проблем
формулирование проблемы
самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера
Слайд 15Коммуникативные универсальные действия
действия обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать
и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 16Виды коммуникативных действий
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
– определение цели, функций участников, способов взаимодействия
постановка вопросов –
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Слайд 17Критерии оценки сформированности УУД у учащихся
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям
соответствие свойств
универсальных действий заранее заданным требованиям
Слайд 18Готовность учителя к использованию УУД включает:
владение содержанием каждого из УУД
и связей между ними
умение выбирать УУД в зависимости от цели
обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся
способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД
Слайд 19Взаимосвязь универсальных учебных действий
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Слайд 20Условия формирования УУД
определение функций и содержания УУД
определение круга учебных предметов,
адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы
УД
организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины
организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия)
разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности)
Слайд 21От стихийности –
к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных
действий
Слайд 22Системно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие
Основная педагогическая задача
Основная педагогическая задача
организация условий,
инициирующих детское действие
организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего учить?
Ценности
образования
Как учить?
обновление
средств
обучения