Слайд 1Валеологические требования к уроку
Денисова А. Н. доцент кафедры ЕНД БИПКиПРО
Слайд 2Валеологические требования к уроку:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе:
температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.
Слайд 3Валеологические требования к уроку:
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся,
письмо, чтение, рассказ. Слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров и задач и т.д. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность уроков способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая смена одной деятельности на другую потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Слайд 4Валеологические требования к уроку:
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
Слайд 5Валеологические требования к уроку:
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. норма: не менее трех.
Слайд 6Валеологические требования к уроку:
5. Чередование видов преподавания: норма: не позже
чем через 10-15 минут.
Слайд 7Валеологические требования к уроку:
6.Творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно
превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению
и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки).
Слайд 8Валеологические требования к уроку:
7. Место и длительность применения ТСО (в
соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования дискуссии, обсуждения.
Слайд 9Валеологические требования к уроку:
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель
реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с
видом работы).
Слайд 10Валеологические требования к уроку:
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов
на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика
для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Слайд 11Валеологические требования к уроку:
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных
со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.
Формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Слайд 12Валеологические требования к уроку:
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
Слайд 13Валеологические требования к уроку:
12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка,
юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое
стихотворение, музыкальная минутка и т.д.
Слайд 14Валеологические требования к уроку:
13. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на
уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество –
авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный) между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность-безразличие, активность-пассивность)
Слайд 15Валеологические требования к уроку:
В конце урока обратите внимание на следующее:
14.
Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную
работу. Норма: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Слайд 16Валеологические требования к уроку:
В конце урока обратите внимание на следующее:
15.
Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной
активности. определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
Слайд 17Валеологические требования к уроку:
В конце урока обратите внимание на следующее:
16.
Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени
на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашней работы, задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное им на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;
- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).