Слайд 1Формы работы классного руководителя с семьёй
Автор: учитель начальных классов МОУ
"СОШ с. Ездочное"
Лягуша И.В.
Слайд 2Психолого-педагогическое просвещение родителей
Слайд 3Виды приглашений на родительские собрания
Приглашение
Уважаемые родители!
Если Вас интересует тема
«Воспитание детей в современной семье», приходите на родительское собрание, и
Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по отношению к детям.
Классный руководитель ________________
Приглашаю Вас к диалогу ___________________ числа
У семьи и школы одни беды и проблемы. Давайте искать совместные пути решения на родительском собрании.
С уважением, классный руководитель ______________
Слайд 4Правила подготовки
классного родительского собрания
Каждое родительское собрание должно иметь конкретную воспитательную
тему. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей
Родительское собрание
должно проводиться в удобное для родителей время
План родительского собрания должен быть известен
Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным
Не следует превращать родительские собрания в место критики матерей и отцов "трудных" учащихся
Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просить поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей
Разнообразить форму проведения родительских собраний, организуя встречи со специалистами, вечера вопросов и ответов, «круглые столы» с участием учителей-предметников, обзор новой педагогической литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания
Слайд 6Конференции
Тематика родительских конференций:
ваш малыш – школьник. Режим дня первоклассника
физическое здоровье
ребенка – залог успешности учебной деятельности
нравственные уроки семьи – нравственные
законы жизни
внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего он зависит?
игра в жизни ребенка
права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме
культура общения с компьютером
книга и ее роль в жизни семьи
вредные привычки и как с ними бороться
уже не дети, ещё не взрослые
половые различия и проблемы пола
причины детских суицидов
Слайд 7Тематические и индивидуальные консультации
Требования к проведению консультации:
проводится по запросам родителей,
ребенка и классного руководителя
проблема хорошо известна классному руководителю и рассматривалась
им с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов
необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказывать свое мнение и свое отношение к проблеме
участники консультации должны быть компетентны в решаемой проблеме
консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере
сначала необходимо обратить внимание на все хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах
неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем
консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей
Слайд 8Тренинги
Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в
ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их
родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я – позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение
Слайд 9Беседы
Правила профессионального такта
в педагогической беседе с родителями
терапевтический момент
начать разговор
о ребенке обязательно с хорошего
терпеливо выслушать родителя
корректно, спокойно, без пафоса
и лишних эмоций, скажите о недостатках школьника, что смущает сегодня учителей в его характере и поведении
с учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности
беседа завершается этическим моментом
Слайд 10Родительский ринг
Предварительная подготовка к родительскому рингу
изучение проблемного поля воспитательных затруднений
родителей и педагогических запросов родителей
классный руководитель беседует со школьным психологом
и социальным педагогом, которые могут предложить ситуации для обсуждения, связанные с проблемами в школе, в параллели и так далее
из числа педагогов, работающих в школе, приглашенных специалистов, врача (если это необходимо) создается группа экспертов, которая будет анализировать точки зр6ения родителей на различные проблемы и определять правильность принятия решения в той или иной ситуации
родительский ринг начинается с обсуждения точек зрения на проблемы воспитания в целом, а затем происходит переход к обсуждению конкретных воспитательных ситуаций
Слайд 11Участие родителей в работе родительского комитета
Слайд 12Формы работы с семьёй
дни творчества детей и их родителей
открытые уроки
и внеклассные мероприятия
родительское общественное патрулирование
шефская помощь
Слайд 13Презентации опыта семейного воспитания в СМИ
вечера вопросов и ответов
диспут,
дискуссия
встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями
Слайд 14Формы познавательной деятельности
общественные форумы знаний,
творческие отчеты по предметам,
дни открытых уроков,
праздники
знаний и творчества,
турниры знатоков,
совместные олимпиады,
выпуск предметных газет,
заседания, отчеты научных
обществ учащихся и т. д.
Слайд 15Формы трудовой деятельности
оформление кабинетов,
благоустройство и озеленение школьного двора,
посадка
аллей,
создание классной библиотеки;
ярмарка-распродажа семейных поделок,
выставки «Мир наших
увлечений» и др.
Слайд 16Формы досуга
совместные праздники,
подготовка концертов, спектаклей,
просмотр и обсуждение фильмов и
спектаклей,
соревнования,
конкурсы,
КВНы,
туристические походы и слеты,
экскурсионные поездки.
Слайд 17Семейные праздники и фестивали
День матери, День отца, День бабушек и
дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;
Игровые семейные конкурсы: "Спортивная
семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс "Мужчины на поверке" (соревнования между отцами и сыновьями) и др.
Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.
Слайд 18Как разговорить родителей?
Шапка вопросов
Викторина
Рассказ по картинке
Волшебная палочка
Слайд 19Шапка вопросов
Первый тип – вопрос "формальный"
Второй тип – основан на
конструкции: "Я думаю то-то и так-то, а вы?"
Третий тип –
я не знаю: "Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя" и т.д.
Слайд 20Викторина
Задание родителям:
по почерку определить листок своего сына или
дочери
Слайд 21Рассказ по картинке
рассказать о том, что изобразил ребенок своим
рисунком
прокомментировать, как исполнение рисунка соотносится с особенностями характера ребенка
рассказать о
двух самых интересных моментах в рассказе-комментарии своего собеседника
Слайд 22Волшебная палочка
Первый кон – называются положительные качества
Второй кон –
называются отрицательные качества
Третий кон – в руки дается кусочек
мела, родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа – одно из положительных
Четвертый кон – нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы
Пятый кон – взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам