Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА
СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
I ЧАСТЬ
Слайд 2
СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ
К ЭКЗАМЕНАМ
-Подготовка рабочего места для занятий.
-Составление плана подготовки.
-Приемы
осмысленной работы с текстами.
-Основные принципы подготовки к экзаменам.
-Гармонизация эмоционального состояния
перед экзаменом.
Слайд 3ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА
ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
Сначала подготовь место для занятий.
Можно ввести
в интерьер комнаты желтый или фиолетовый цвета, поскольку они повышают
интеллектуальную активность, создают положительный эмоциональный настрой. Для этого бывает достаточно картинки или предмета в таких тонах.
Слайд 4СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПОДГОТОВКИ
Составь план подготовки. Для начала хорошо определить, кто
ты – «СОВА» или «ЖАВОРОНОК», и, в зависимости от этого,
максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
Учти, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания постепенно снижается, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
Слайд 5ПРИЕМЫ
ОСМЫСЛЕННОЙ РАБОТЫ
С ТЕКСТАМИ
Слайд 6 1. При заучивании необходимого материала используйте раскрытый психологами секрет магической
«семерки» (семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один
раз отрежь и т.д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. При этом, семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.
Следовательно, подлежащий заучиванию материал необходимо разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Кроме того, смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.
Важно знать, что для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключен смысл двухстраничного текста, требуется
сравнительно одинаковый объем памяти.
Слайд 7
2. Используйте методы активного запоминания.
Метод ключевых слов.
Что такое ключевое
слово? Это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с
нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их. В дальнейшем, если вспомнить эти слова, то вспомнится и вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.
Слайд 8Повторение материала по вопросам.
Вначале вспомни и обязательно кратко запиши
все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных
фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Приемы зрительной памяти:
а) мысленно представь предмет, который хочешь запомнить. «Раскрась» его необычным цветом или представь его огромного размера, «поверни» этот предмет и посмотри на него с разных сторон;
б) запоминание чисел (например, исторических дат). Представь себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене. Заставь эту надпись мигать 15 секунд в вашем воображении.
Слайд 9
3. Ознакомьтесь и применяйте следующие приемы работы с запоминаемым материалом.
Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу,
ассоциациям и т. п.).
Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
План — совокупность опорных пунктов.
Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Возьми текст из школьного учебника и попробуй применить к нему все вышеуказанные приемы
Слайд 10ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
Начни с самого трудного – с
того раздела, который знаешь меньше всего. Но если трудно «раскачаться»,
можно начать с того материала, который тебе больше интересен и приятен, который ты лучше всего знаешь. Постепенно вработаешься и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по темам, разделам и т.д.
Также полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем, желательно на бумаге.
Слайд 11Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который
ты будешь сдавать в форме ЕГЭ и ГИА-9.
Тренируйся с часами
в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем должно уходить по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все темы (разделы) с помощью планов, еще раз останавливаясь подробнее на самых трудных вопросах.
Слайд 12ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ
В день
экзамена выполните упражнение «Прогулка», которое позволит вам снять эмоциональное напряжение.
"Вспомните
или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях".
Слайд 13Сделайте с утра следующие противострессовые упражнения.
Упражнение № 1 «Ха -
дыхание"
Исходная поза - стоя, ноги на ширине плеч, руки
опущены вдоль туловища. Одновременно с глубоким вдохом (по типу полного дыхания) руки медленно через стороны поднимаются вверх над головой. После этого дыхание задерживается. Затем корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, и одновременно через рот делается массированный выдох. За счёт быстрого и полного выброса воздуха воспроизводится звук "ХА".
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Упражнение № 2 «Резкий выдох сидя"
Исходная поза - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях. На медленный вдох руки сцепляются в "замок", выворачиваются ладонями вперёд и вытягиваются над головой. При поднятых руках, высоко оттянутых вверх, осуществляется задержка дыхания. Затем вместе со сбрасыванием напряжения с плеч (корпус наклоняется вперёд, спина сгибается) производится резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение повторяется 2-3 раза.