Слайд 1ВОСПИТАНИЕ РОССИЯНИНА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ, КОТОРАЯ БЫ УЧИТЫВАЛА НЕ ТОЛЬКО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, НО И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДОВ
МИРА И СТРАНЫ.
Педагогическая необходимость-
Слайд 3ЗАДАЧА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
СПЛОЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИ РАЗНОАСПЕКТНОГО И
МОЗАИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ОБЪЕДИНЯЕМОЕ ОБЩИМИ ЦЕННОСТЯМИ
ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВАННОЙ НА ПРИНЦИПАХ ГУМАНИЗМА, ТОЛЕРАНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ МИРА
Слайд 4«Воспитание россиянина в условиях поликультурного образования»
Принципы:
Природосообразность; Я – природа.
Культуросообразность: Я
– культура.
Гуманизм; Я – человек.
Поликультурность; Я – гражданин.
Народность; Я –
русский, татарин, аварец…
Духовность; Я – совесть.
Толерантность
Слайд 5Концептуальные позиции воспитания россиянина:
Целостность всего учебно-воспитательного процесса школы по воспитанию
ценностей россиянина.
Создание воспитательной среды.
Активная взаимосвязь с семьей, общественными организациями и
другими ведомствами в деле воспитания школьников.
Слайд 7Концептуальные позиции воспитания россиянина:
4.Интеграция ценностей этнокультуры и общероссийской, мировой в
содержании образования.
5.Учет региональных особенностей и активное использование воспитательного потенциала административного
округа.
6.Совершенствование общекультурной компетентности педагогов в дел воспитания.
Слайд 8Стратегическая цель: воспитание личности россиянина.
ПОДЦЕЛИ:
ФОРМИОРВАНИЕ ЦЕЛОСТНЫХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О
ЦЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ РОССИЯНИНА;
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К РОДНОЙ СТРАНЕ,
ВСЕМ ЕЕ НАРОДАМ, К РОДНОМУ ДОМУ И ПЛАНЕТЕ В ЦЕЛОМ;
РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВКЛАД В СОЗИДАНИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Слайд 9ЗАДАЧИ:
СФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ, НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ
РОССИЙСКОЙ, НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВОЙ КУЛЬТУР;
ПРИОБЩИТЬ ШКОЛЬНИКОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО
НАРОДА, ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ В СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
РАЗВИТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
Слайд 10ЗАДАЧИ:
ВОСПИТАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ;
ВОВЛЕЧЬ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ
ВИДЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КРУЖКИ, СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ, КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ )
ДЛЯ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ;
СФОРМИРОВАТЬ АКТИВНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, ЛИДЕРСКИЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА У ШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИВАТЬ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ;
ВОСПИТАТЬ УВАЖИТЕЛЬНОЕ, ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ ДРУГОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ РАВЕНСТВА, СВОБОДЫ, ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ВСЕХ НАРОДОВ РОССИИ И МИРА.
Слайд 12ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ РОССИЯНИНА
Целостность знаний у учащихся о
российской, национальной и мировой культур;
Положительное отношение к самому себе как
гражданину своей страны и представителю своего народа;
Уважительное отношение к другим народам нашей страны и мира;
Практическая направленность личности в различных видах деятельности.
Слайд 13Комплексная программа воспитания россиянина
Слайд 14Доминирующие ценности:
повышение качества образования;
трудовая подготовка и профессиональная ориентация школьников;
эволюция этнокультурного
образования в контексте общероссийского;
сохранение и укрепление физического и духовного здоровья
обучающихся;
воспитание гражданской, духовно-нравственной личности, личности россиянина.
Слайд 15Профили воспитательной работы школы:
научно-исследовательский;
художественно-эстетический;
информационно-коммуникативный;
спортивно-оздоровительный;
общественно-трудовой.
Слайд 16Направления научно-исследовательской работы учащихся:
традиции гражданственности и патриотизма в истории российских
народов;
воспитательные ценности народной педагогики;
толерантность и культура мира как ценность национального
характера россиянина;
полилог религиозных культур на пути к миру;
вклад музыкальной и художественной культуры народов в общероссийскую;
личность в истории российских народов.
Слайд 18информационно-коммуникативный профиль:
цель: активизация познавательной деятельности учащихся в области ценностей российской,
национальной и мировой культур.
Формы и виды: брифинги, выпуск школьных вестников
(радио, TV), выпуск школьных газет, диспуты, конференции, дискуссии, клубы старшеклассников.
Слайд 20художественно-эстетический профиль:
цель: развитие у учащихся положительного эмоционального отношения к ценностям
российского народа.
Формы и виды: кружки, студии, школьные театры, проекты, концерты,
конкурсы,…
Слайд 21спортивно-оздоровительный профиль:
цель: использовать возможности школы по укреплению и сохранению физического,
психологического, социального и духовного здоровья школьников.
Формы и виды: дни здоровья,
спартакиады, веселые старты, динамические паузы на уроках, комплексные программы по обучению здоровью; проекты; профилактика употребления алкоголя, наркотиков, табака; акции, встречи с сотрудниками МЧС, МВД, врачами.
Слайд 23общественно-трудовой профиль:
цель: эффективное развитие детских общественных организаций, которые становятся основой
детского самоуправления.
Главная стратегическая задача: формирование активной жизненной позиции, гражданственности и
политической культуры на основе традиций дружбы, взаимоуважения ответственности, толерантности и культуры мира.
Слайд 25Подпрограмма «Воспитание толерантности и культуры мира у школьников»
Стратегическая задача образования
в XXIвеке: научить детей жить вместе, независимо от государственных границ,
рас, национальностей и вероисповеданий».
Основные цели - формирование толерантности и культуры мира у школьников на основе образовательного ресурса.
Задачи:
Формирований знаний школьников о правах человека, гражданских обязанностях и нормах.
Развитие познавательной активности и самостоятельности в условиях знаний о российской, национальной и мировой культурах; гармоническое развитие человека и единства общества.
Воспитание в духе патриотизма, гражданственности и раскрытие таких понятий: чувство долга, ответственность, патриотизм, гражданское общество, коллективизм, активная жизненная позиция.
Слайд 26«Воспитание толерантности и культуры мира у школьников»
Основные цели - формирование
у детей положительного отношения к людям другой национальности, вероисповедания, к
их культурным традициям и особенностям.
Задачи:
Формирование знаний школьников о национальных культурах народов России и мира: языка, литературы, музыки, истории, искусства, быта и традиций, иностранных языков и культуры их носителей.
Развитие умений жить в мире и согласии с другими людьми, народами, решение конфликтных ситуаций мирным путем, умение спорить и дискуссировать, критиковать и защищать свои интересы и интересы народов.
Воспитание уважения к особенностям и инокультурам других людей: другому полу, национальности, возрасту, традициям, склонностям.
Слайд 27«Воспитание толерантности и культуры мира у школьников»
Основная цель - формирование
поведенческих стереотипов на основе толерантности и гражданственности.
Задачи:
Формирование гражданской позиции личности:
долга как системы требований общества и государства; ответственности, как свойства личности; активности как меры участия; свободы как способности личности; достоинства; политической культуры.
Развитие умений и навыков культивирования гражданских добродетелей: защита прав человека, оценка гражданских прав в стране, стремление к социальному, экономическому единству и гармонии.
Воспитание гражданина мира, патриота своей страны и народа: целеустремленность, самостоятельность, организованность.
Слайд 29источники
(http://mov.gov.ru/) «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации».
«Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России" (А. Я. Данилюк, В. М.
Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009).