Слайд 1Воспитание
ситуацией успеха
Выступление на Педсовете
Малахова Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№37
Успех порождает успех
Все мы очень разные, многообразие человеческих
индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху.
Слайд 2выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха
во внеурочной деятельности.
Цель:
Слайд 3Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.
Успех
– результат такой ситуации. Успех прежде всего связан с чувством
радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы.
Ситуация успеха – фактор развития личности.
Слайд 5работа спортивных секций, интеллектуальных кружков, клубов по интересам (система ДО);
предметные
олимпиады;
исследовательская работа;
проектная деятельность;
дела класса (часы общения, тренинги, анкетирование);
конкурсы, викторины, соревнования,
выставки;
создание портфолио ученика (класса), защита портфолио;
творческие отчеты на родительских собраниях.
Внеурочная деятельность:
Слайд 6Позитивные моменты:
переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
появляется желание
вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от
успеха;
положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Слайд 7Негативные моменты:
успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке,
точнее, к завышенной оценке своих возможностей;
за сильным переживанием какой-либо эмоции
обязательно следует расслабление: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;
переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;
эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.
Слайд 8Предупреждает и угрожает по невыполнению требований
Останавливает внимание на негативном
Даёт
прозвища (плохой, ленивый …)
Много говорит за детей
Выражает недовольство учеником, группой
учеников
Слайд 9Стиль взаимодействия
педагога и учащегося:
авторитарно- догматический;
сочувствующий или попустительский;
демократический.
Слайд 10Демократический стиль руководства
косвенные формы побуждения к действию (совет, просьба);
побуждение к
самостоятельности, активности;
искренность взаимоотношений;
переживание неудач ребенка;
радость за успехи каждого ребенка;
уважение личности
ребенка;
создание комфортного микроклимата в классе;
поддержка полезных начинаний каждого ребенка;
поощрение инициативы и творчества;
оказание поддержки каждому ребенку.
Слайд 11? ? ?
Можно ли создать ситуацию успеха для всех учащихся
сразу?
Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные
учителем приемы и условия?
Слайд 12! ! !
Успех сугубо индивидуален.
Значимость его определяется нормами, установленными
заранее: учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным
уровнем.
Слайд 14«Неожиданная радость»
Приёмы создания ситуации успеха:
«Даю шанс» -
подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть
для самого себя собственные возможности.
«Исповедь» -этот приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, вызовет ответный отклик.
«Лестница» - ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Слайд 15«Общая радость»
Приёмы создания ситуации:
«Следуй за нами» - даёт возможность
разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания
в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения и стимулом познания, и результатом усилий.
2. «Эмоциональный всплеск», «Заражение» - учитель должен найти способ разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех.
«Радость познания»
Приёмы создания ситуации успеха:
«Эврика»- суть состоит в
том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
2. «Линия горизонта» - однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.
Слайд 17Последовательность операций создания ситуации успеха
Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в
собственных силах).
Авансирование успешного результата (помогает учителю выразить свою убеждённость в
том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей).
Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения).
Внесение мотива ( показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).
Персональная исключительность ( обозначает важность усилий ребёнка).
Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).
Высокая оценка детали ( помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали).
Слайд 18Значение портфолио
создание ситуации успеха для каждого ученика;
повышение самооценки и уверенности
в собственных возможностях;
раскрытие индивидуальных способностей;
создание условий для его
самореализации в различных областях;
развитие познавательных интересов;
формирование готовности к самостоятельному познанию;
установка на творческую деятельность;
развитие мотивации дальнейшего творческого роста,
приобретение навыков саморефлексии;
формирование умения анализировать собственные интересы.
Слайд 19Включение в процесс воспитания родителей
Родительские конференции, телефонные звонки, письма с
описанием успехов их ребенка.
Помощь в общении с ребенком.
Знакомство родителей с
новыми для них тактиками и стратегиями воспитания, чтобы пользоваться ими дома.
Повышение психологической и педагогической компетентностей родителей.
Слайд 20Выводы:
личная заинтересованность ученика;
уровень общеучебных умений и навыков учащегося;
взаимоотношения, сложившиеся с
конкретным учителем, стиль общения педагога;
характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом
коллективе, классе;
отношения родителей или других референтных лиц к самому учебно-воспитательному процессу;
стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе.
Слайд 21Администрации и педагогическому коллективу школы в своей работе ориентироваться на
правила педагогической этики при работе с учащимися.
Каждому педагогу школы взять
за основу предложенный алгоритм создания ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности.
Классным руководителям начать работу по созданию школьного портфолио ученика.
Использовать метод проектов во внеурочной деятельности.
Организовать кружки «Юный математик», «Грамотей», «Знатоки родного края» и др. в рамках проекта «Одаренные дети».
Проводить предметные олимпиады, начиная с 3-го класса.
Руководителям МО организовать взаимопосещение уроков учителей с целью обмена опытом по данной проблеме.
Решение педсовета:
Слайд 22Советы знаменитых людей тем,
кто хочет достичь успеха…
Будь уверен в своих силах.
Умей сказать себе: «Я должен победить!»
Не жалей себя и много работай.
Умей быть не таким как все. Ты должен уметь выделиться из толпы и стать лучшим в чем-то.
Умей добиваться цели. Не бойся признаться себе в эгоистичности и расчетливости в достижении своей цели. А когда ты добьешься чего-то, ты сможешь реально помогать другим.
Умей владеть собой. Добивайся того, что наметил. Эмоции и настроение не должны тебе мешать.
Преврати свою мечту в реальность. Умей сконцентрировать свои силы на главном.
Не останавливайся на достигнутом!
Слайд 23Твой завтрашний успех
начинается сегодня!
Спасибо за внимание!
Слайд 24Используемые ресурсы:
1.Современный курс практической психологии или как добиваться успеха. Шапарь
В.Б. – Издательство «Клуб семейного досуга», Харьков, Белгород, 2011
2.Я такой
как все. Тиньков О. – М:, ИП Анисимов Олег Юрьевич, 2010
3.Как подобрать ключик к любому человеку: 30 самых важных правил. Большакова Л. – М:, АСТ; Владимир: ВКТ, 2011.
http://festival.1september.ru/articles/518855/ - создание ситуации успеха (Гладина О.В.)
http://www.referat.ru/referats/view/18020 - создание ситуации успеха, реферат (Сосновская Алена)
http://www.ucheba.ru/referats/4533.html - создание ситуации успеха, доклад
http://www.psylive.ru/articles/1896_sozdanie-situacii-uspeha.aspx - создание ситуации успеха (Белкин А.С.)
http://www.zankov.ru/exp/article=1001 – создание ситуации успеха в развитии школьников (Едкова М.А.)
http://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/situatsiya-uspeha.html - ситуация успеха
http://www.bestreferat.ru/referat-76236.html - к вопросу о технологии создания ситуации успеха (Лопатин А.Р.)
http://ushumun2.narod.ru/pedsovet.htm - обучение и воспитание ситуацией успеха
http://www.rusedu.ru/detail_6574.html - организация ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе