Слайд 1
Основные категории специальной психологии
и коррекционной педагогики. Их краткая характеристика.
Выполнила: Селякина
Марина Алексеевна,
учитель английского языка
МОУ СОШ №4,
г.Белогорск
май 2011г
Слайд 2Л.С. Выготский
Педагогическое назначение, если оно хочет быть
выводимым из научного исследования и само составлять его наиважнейшую практическую часть, должно быть конкретным, давать совершенно определенные, ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть у ребенка устранены…
Слайд 3Специальная психология -
это наука, занимающаяся изучением закономерностей
атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Слайд 4
предмет
объект
дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития
закономерности
развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в
развитии
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Слайд 5Задачи специальной психологии:
формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов
и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение
и перестройка нарушенных функций;
раскрытие и исследование закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;
изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;
выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.
Слайд 6Л.С. Выготский
«Аномальное развитие –
не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся
отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в
силу
приспособления ребенка с дефектом к миру».
Слайд 7
1
2
3
функциональная локализация нарушения
степень поражения
время поражения
Параметры анализа дизонтогенеза:
Дизонтогенез -
формы нарушения онтогенеза.
Слайд 8Аномальные дети:
дети с врожденными или приобретенными
нарушениями физического и
психического развития:
умственно отсталые;
неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие;
незрячие и слабовидящие;
дети с тяжелыми
речевыми нарушениями;
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм);
множественными нарушениями.
Слайд 9«социальный вывих»
«Физический дефект вызывает как бы социальный вывих совершенно аналогично
телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходит из
сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь как вправляют вывихнутый и больной орган».
Л.С. Выготский
Слайд 10
структура дефектов
вторичные - возникающие опосредованно в процессе социального развития
первичные – нарушения,
непосредственно вытекающие из биологического характера болезни
Структура дафектов
по Л.С. Выготскому
Вторичный дефект является основным объектом
в психологическом изучении.
Слайд 11Коррекция (от лат correcccio – исправляю) - форма психолого-педагогической деятельности, направленная на
исправление недостатков, отклонений в развитии детей.
Компенсация - это сложный многообразный процесс
перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций.
Слайд 12Социализация:
социальная адаптация – по отношению к детям с нарушениями в развитии
это приспособление их к условиям жизни и труда в обществе,
приведение индивидуального и группового поведения детей в соответствие с системой общественных норм.
социальная реабилитация - включение детей с ограниченными возможностями в социальную среду.
Слайд 13Коррекционная педагогика -
область педагогического знания, предметом которой
является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих
своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
Слайд 14Четыре «Д»:
депривация
дефект
дезадаптация
девиация
Слайд 15
процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в
развитии и отклонениями в поведении
личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в
психофизиологическом развитии или отклонения в поведении
Коррекционная педагогика
предмет
объект
Слайд 16Воспитание -
основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, рассматривается
как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей
образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.
Слайд 17Обучение -
специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего
и обучаемого,
в результате которого у обучающегося формируются определенные знания,
умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Слайд 18Коррекция -
(лат. correctio - исправление)
определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление
или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Слайд 19Компенсация -
(от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание)
- замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его
приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
Слайд 20Социальная реабилитация -
(лат. rehabilitatio - восстановление) -
это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении
в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 21Адаптация -
социальная (от лат. adapto приспособляю) - активное приспособление
к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей,
норм и стилей поведения, принятых в социуме;
школьная (лат. adaptio - приспособлять) - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
дезадаптация (от лат. de(s)- прекращение, отрицание) процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.
Слайд 22Интеграция -
(от лат. integratio-восстановление, соединение) в контексте коррекционной
педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в
окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса;
интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей.
Слайд 23Что препятствует интеграции детей -инвалидов в массовую школу?