Слайд 1
Типы поведенческих и эмоциональных проблем, сенсорные нарушения у детей с
РАС
Автор: Гулько Елена Владимировна
Педагог-психолог
Детский дом №2
г. Архангельск, 2015
Слайд 2РАС проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:
Общение- как человек общается с детьми и взрослыми
Нарушения
социального взаимодействия
Снижение способности проявлять и понимать невербальное поведение-зрительный контакт, мимику , жесты, язык тела
Они не могут разделить радость, сопереживать
Коммуникация- как человек разговаривает
Отставание в речевом развитии , сложно вести диалог; однообразная речь с частым повторением некоторых слов(эхолалия) или употребление придуманных слов(неологизмов)
Невозможность понимать игру слов; необычная интонация и мелодика голоса
Некоторые дети никогда не пользуются речью
Поведение - как человек ведет себя
Своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности, игры не спонтанны,(машинку они могут вращать, как юлу или греметь ей .как погремушкой)
Слайд 3Поведенческие и эмоциональные проблемы распространённые у детей с РАС
Поведенческие стереотипы
(ритуалы):
Размахивание руками, щёлканье пальцами
Раскачивание туловища , вращение
Другое повторяющееся движение
Узконаправленное поведение
Слайд 4Самоповреждение и агрессия
Причинение вреда себе и другим; уничтожение имущества
Аутоагрессии (30%)
Вспышки гнева
Слайд 5Негибкость поведения, настойчивое повторение какого-либо действия , в течение длительного
времени
Застревание, зацикленность (поглощены каким-то видом деятельности их не интересует всё
остальное)
Сопротивление переменам (бурная реакция на малейшие изменения Н. как сидеть и в каком порядке выполнять определённые виды деятельности)
Слайд 6Гиперактивность и нарушения внимания
Высокий уровень активности
Проблемы с концентрацией внимания
Недостаточная
обучаемость, импульсивность
Необычные интересы
Убегание из дома
Асинхрония развития
Слайд 7Нарушения настроения
Депрессия Тревожность, страхи
Преобладание замкнутой внутренней жизни, активное отстранение
от внешнего мира
Бедность выражения и понимания эмоций
Слайд 8Распространённые ошибки в борьбе с поведенческими проблемами
Излишне сложная речь (если
ребёнок огорчён или обепокоен, нужно выбирать простые слова , давать
чёткие простые указания).
Излишнее внимание к негативу (если вы хотите , чтобы ребёнок перестал делать нечто, будьте готовы предложить ему приемлемую альтернативу).
Спешка ( достаточного количество времени важно: это позволяет отнестись к поставленной задаче спокойно и помогает спланировать ответ на ситуацию).
Сарказм, ирония, сложный юмор (дети с РАС ошибочно воспринимают шутки кик критику: сведите шутки и юмор к минимуму).
Двусмысленность(отсутствие ясности ведёт к негативным последствиям, в особенности ,если речь идёт о задачах без очевидного начала и конца).
Неожиданность(при необходимости изменений планируйте их заранее и вводите постепенно).
Нередко чрезмерное внимание к проблемному поведению ребёнка существенно его усугубляет.
Слайд 9Особенности сенсорного восприятия при аутизме
Повышенная ранимость; обостренная сенсорная чувствительность
Слайд 10Особенности пищевого поведения
Избирательность в еде. Необычные пищевые предпочтения и пищевая
чувствительность( к пище определённой консистенции , запахам или вкусам) которая
может привести к ограничению рациона.
Поедание несъедобных предметов и веществ (например пыли, верёвок)
Слайд 11Проблемы со зрением
Необычные зрительные стереотипии (раскачивание нитки перед глазами)
Или проявление
интереса к необычным свойствам материалов, предметов (сосредоточение на очень мелких
деталях игрушки)
Данные отклонения сопряжены с другими поведенческими нарушениями : повторяющимися движениями
Если проблема излишняя зрительная стимуляция , необходимо сократить её количество. В других случаях зрительная стимуляция может использоваться как вознаграждение ( в период релаксации)
Сильные стороны зрительного восприятия–это зрительно-пространственные навыки необходимые для собирания пазлов.
Слайд 12Проблемы со слухом
Гипер- или гипочувствительность к звукам и шумам
У
некоторых детей звук ( и что важно его непредсказуемость )
пожарной сигнализации могут вызвать сильнейшую тревогу и нарушение поведения
Ребёнку страдающему от излишней чувствительности к звукам можно предложить беруши
Если ребёнок недостаточно чувствителен к слуховой информации педагогам и родителям следует говорить громко , поскольку повышения голоса поможет ребёнку сосредоточиться
Слайд 13Другие сенсорные нарушения
Вестибулярная чувствительность(кружения, качания на качелях ).Детям нужна достаточная
физическая нагрузка.
Тактильная чувствительность (некоторые не выносят процедуру расчёсывания и
умывания, не любят некоторые типы тканей, одежду с ярлыками, сезонную смену одежды..)
Чувствительность к вкусам и запахам
Слайд 14Расстройства сна
40%-80% детей с аутизмом либо имели или имеют нарушения
сна
Основные причины
Отсутствие устоявшейся процедуры подготовки ко сну
Недостаток физических нагрузок
Недавно возникшие
физические проблемы или болезнь
Побочные действия лекарственных средств
Слайд 15Боремся с нарушениями сна: полезные советы
Ведите дневник сна как минимум
в течение 1недели( время засыпания-пробуждения, процедура укладывания)-это поможет лучше понять
проблему.
Увеличьте физические нагрузки, уменьшите продолжительность дневного сна, измените дозу, время приёма медикаментов
Избегайте продуктов питания ,напитков и видов деятельности из-за которых ребёнок может перевозбудиться перед отходом ко сну
Работайте над тем , чтобы ребёнок самостоятельно засыпал перед отходом ко сну
Слайд 16Выводы:
Мы рассмотрели некоторые наиболее распространённые поведенческие проблемы, сенсорные нарушения наблюдающиеся
у людей с РАС.
Важно. что многие из детей с аутизмом
не имеют этих проблем, обладают гипо-либо гиперчувствительностью
Нежелательное поведение может возникнуть в определённый период в жизни ребёнка или наблюдаться в определённых ситуациях (поступление в садик или школу..)
Иногда проблемное поведение неумышленно поощряют сами педагоги и родители
Выбор вмешательства требует рассмотрения всей ситуации в целом, включая окружающую ребёнка среду, а также подробный анализ, когда ,где и почему наблюдается нежелательное поведение.
Слайд 18Список используемых источников
1.Фред Волкмар и Лизы Вайзнер «Аутизм. Практическое руководство
для родителей, членов семьи и учителей», в 3 частях
2. Фото
(слайд 4) - http://lechimrebenka.ru/wp-content/uploads/2013/10/autizm-rannij.jpg
3.Фото (слайд 3) - http://ru-an.info/Photo/News/n3601/1.jpg
4. Фото (слайд 5) - http://www.za-partoi.ru/autism.html
5. Фото (слайд 6) - http://www.babyblog.ru/community/post/fanatka/1696213
6. Фото (слайд 7) - http://new-clinica.ru/detskij-autizm
7.Фото (слайд 9) - http://russian.visitbeijing.com.cn/play/playsecond/n214807424.shtml
8. Фото (слайд 10) - http://frant.me/news/detail/26420/
9. Фото (слайд 13) - http://www.pravmir.ru/pravovoj-autizm-rossii/
10. Фото (слайд 14) - http://moskovskaya-medicina.ru/autizm/sovety-dlya-roditeley-detey-s-autizmom-kak-preodolet-problemy-so-snom.html
11. Фото (слайд 17) - http://natural-medicine.ru/deti/7745-autizm.html