Слайд 1
Тема:
«Возрастная периодизация психического развития человека»
Слайд 2Кризис новорожденности
0 - 2 месяца
Переход от внутриутробного к внеутробному
образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало
индивидуальной психической жизни
Слайд 3Младенчество
2 месяца — 1 год
Социальная ситуация развития
Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы»)
Ведущая деятельность
Непосредственно –эмоциональное
общение
Общение
С родным взрослым - ситуативно-личностное
Слайд 4Психологические новообразования:
Потребность в общении
Базовое доверие к миру
Дифференциация ощущений и
эмоциональных состояний
Различение близких и посторонних людей
Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)
«Истинное»
подражание
Предметное восприятие
Автономная речь
Ходьба
Мотивирующие представления.
Превращение ребенка в субъекта желания и действия
Слайд 5Ключевые
понятия
Биологическая беспомощность,
опережающая инициатива взрослого,
бондинг,
Безусловные и
условные рефлексы,
социальная улыбка,
максимально социальное существо,
комплекс оживления,
госпитализм, дефицит
общения,
потребность в новых впечатлениях,
доречевое общение, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь,
прогрессивные и тупиковые движения, простые манипуляции и др.
Слайд 6Кризис 1 года
Физическое отделение от матери. Расширение пространства,
доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции: первые акты протеста,
противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект (Л.С.Выготский), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем - то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)
Слайд 7Раннее детство
1—3 года
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый (конкретный,
из близкого окружения), или «Я и другой», или Ребенок –
Предмет- Взрослый.
Познание мира человеческих предметов.
Ведущая деятельность
Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)
Общение
со взрослым – ситуативно-деловое,
со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание.
Слайд 8Психологические новообразования
Овладение предметными действиями
Символическое, замещающее действие
Предметная игра
Начальные этапы изобразительной и
других — видов продуктивной деятельности
Активная речь
Наглядно-действенное мышление
Личное действие
Сознание «Я сам»
Отделение
себя от окружающих и сравнение себя с ними
Слайд 9Ключевые понятия
Ситуативность поведения,
социализация,
орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия,
полифункциональные предметы,
ситуативная речь, пассивная речь,
стадия каракулей, стадия головоногов,
агрессивность,
непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.
Слайд 10Кризис 3 лет
«Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство,
негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, психологическое отделение от
близкого взрослого.
«Гордость за достижение»
Слайд 11Дошкольное детство
3 — 7 лет
Социальная ситуация развития
Ребенок и взрослый
(общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений
Ведущая деятельность
Игра (сюжетно-ролевая игра)
Общение
Общение со взрослыми:
3-5 лет — внеситуативно-познавательное;
5-7 лет — внеситуативно-личностное.
Общение со сверстниками - игровое сотрудничество,сопереживание
Слайд 12Психологические новообразования
Воображение
Наглядно-образное мышление
Начала понятийного мышления
Картина мира
Новые мотивы поведения
Соподчинение, иерархия мотивов
Произвольность
поведения
Первичные этические инстанции
Самосознание
Самооценка
Практическое овладение речью, развитие функций речи
Слайд 13Ключевые понятия
эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь,
артификализм, анимизм,
децентрация
мышления,
сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов),
игровая роль, содержание игры,
сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра,
идентификация, и т.д.
Способность к замещению, символическая функция сознания,
условно-динамическая позиция,
ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека,
Слайд 14Кризис 7 лет
Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние).
Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии.
Способность и потребность
в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
Слайд 15Младший
школьный возраст
6—7—10 лет
Социальная ситуация развития
Внутренняя позиция
ученика как человека, совершенствующего самого себя
Ведущая деятельность
Учебная деятельность
Общение
Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников.
Совместное обсуждение учебных проблем
Слайд 16Психологические новообразования
«Умение учиться»
Понятийное мышление
Внутренний план действий
Рефлексия — интеллектуальная и личностная
Новый
уровень произвольности поведения
Самоконтроль и самооценка
Ориентация на группу сверстников
Зависимость уровня
достижений от содержания и организации учебной деятельности
Слайд 17Ключевые понятия
Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность,
чувство
компетентности,
познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования,
школьная адаптация и дезадаптация,
школьная
фобия, школьная тревожность,
неуспеваемость,
труд,
латентный период и др.
Слайд 18Кризис предподростковый
«Мотивационный вакуум».
Кризис самооценки.
Ломка старой системы взаимоотношений,
смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя
Слайд 19Подростковый, отроческий возраст
10-11-14-15 лет
Социальная ситуация развития
Формирование сознательного отношения
к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для
проявления индивидуальности
Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков.
Ведущая деятельность
Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн)
Общение
Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.
Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.
Слайд 20Психологические новообразования
Чувство взрослости — новый уровень самосознания
Стремление к самоутверждению
Возникновение внутренней
жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей
«Я-концепция»
Формально-логическое (рассуждающее)
мышление
Рефлексия
Слайд 21Ключевые понятия
«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание,
идентичность,
акцентуации характера
(личностных особенностей),
референтная группа, лидерство, кодекс товарищества,
«личный миф»,
«воображаемая аудитория»,
подростковый эгоцентризм,
стратегии преодоления трудностей,
конфликты,
стержневые интересы
Слайд 22Кризис перехода к юности
(15-18 лет)
Становление человека как субъекта
собственного развития
Слайд 23Юность
Ранняя — 15—17 лет. Поздняя — 17-21 год.
Социальная ситуация
развития
Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало
практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития
Ведущая деятельность
Учебно - профессиональная деятельность.
Профессиональное самоопределение
Общение
Потребность в неформальном, доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь
Слайд 24Психологические новообразования
Потребность в самоопределении
Готовность к личностному и профессиональному
самоопределению
Жизненные планы
Устойчивое самосознание
Идентичность
Ценностные ориентации
Мировоззрение
Внутренняя позиция мужчины или женщины
Слайд 25Ключевые понятия
Взрослость, жизненные задачи,
социальные роли, модель типичного жизненного
пути, ролевое смешение, диффузия идентичности,
психосоциальный мораторий,
абстрактное мышление,
философская рефлексия,
осознание собственной уникальности,
смысл жизни,
юношеский максимализм
Слайд 26Кризис перехода к взрослости
(18-20 лет)
«Отрыв от родительских корней»
Слайд 27Взрослость: молодость и зрелость
Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») —
20—30 лет.
Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет
Социальная ситуация развития
Принятие
на себя полноты ответственности
Ведущая деятельность
Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека.
Спектр основных сфер деятельности — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение
Общение
Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью.
Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений
Слайд 28Психологические новообразования
Построение стратегии жизни
Феномен акме
Смысложизненные решения
Новый уровень интеллектуального развития
(способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление)
Материнство/отцовство
Слайд 29Ключевые понятия
Взрослость, зрелость,
самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, индивидуальный жизненный стиль,
акме,
акмеология,
карьера, профессионализм,
генеративность,
стили родительства,
система социальных ролей,
автобиографический
метод,
модель кризиса, модель перехода
Слайд 30Нормативные кризисы зрелости
Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более
упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;
кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста;
кризис 50 лет (Кризис «пустого гнезда) - Взрослые дети покидают родительскую семью и начинают автономную жизнь, супружеская пара теряет смысл существования. Угасание физической привлекательности и сексуальной активности.
Слайд 31Взрослость: старение и старость
Пожилой возраст (старение) — 60—75 лет.
Старость —
75-90 лет.
Долгожительство — свыше 90 лет
Социальная ситуация развития
Готовность
к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости
Ведущая деятельность
Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби.
Общение
Прародительство. Постепенный отказ от активности. Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками
Слайд 32Психологические
новообразования
Принятие жизни такой,какая она есть
Жизненная мудрость
Счастливая старость
Интегрированность, цельность
Слайд 33Ключевые понятия
Геронтология и ортобиотика – науки о старости и правильном
образе жизни,
пенсионный шок,
стратегии старения,
активное и пассивное старение,
типологии
старости,
освобождение от «сексуального рабства»,
изменения памяти,
психологическое время в старости,
отношение к смерти,
отчаяние или счастливая старость.
Слайд 34Кризис индивидуального существования
Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки
в отношении смерти