Слайд 1Подготовила: Кузьменко Елена Владимировна
Учитель физики МБОУ «ЛГ № 27»
Г. Северодвинск
Введение
В АСТРОНОМИЮ
Слайд 2Задачи:
1. Дать характеристику этапам развития астрономии.
2. Познакомиться с
некоторыми разделами астрономии
3. Изучить структуру и масштабы вселенной
Цель: Формирование представлений
о предмете «Астрономия»
Слайд 3Планируемые образовательные результаты
- Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии,
приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии;
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками;
- Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки;
- Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой не насыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.
Слайд 4Астрон –
светило;
номос –
закон
Применение:
1) Точное время
2) Определение координат
3) Исследование КП
Слайд 5Астрономия – древнейшая наука.
Истоки астрономии относятся к каменному
веку (VI-III тысячелетия до н.э.)
Систематические астрономические наблюдения проводились
тысячи лет тому назад.
Мегалиты древности
Древняя обсерватория Стоунхендж
Слайд 6Практические потребностями развития астрономических знаний
Сельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете
времени - сутки, месяцы, годы)
В Древнем Египте определяли время посева
и уборки урожая по появлению перед восходом Солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис (древнеегипетское названия Сириуса) - предвестника разлива Нила.
Слайд 7Потребности в расширении торговли, в том числе морской
(мореплавание, поиск торговых путей, навигация)
Финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной
звезде, которую греки так и называли — Финикийская звезда)
Слайд 8эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении
(человек стремился
объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира)
Мифологическое мировоззрение
древних цивилизаций - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них.
Слайд 9Периоды истории астрономии
современный
классический
древнейший
Слайд 10Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III
в. до н.э. на основе астрономических наблюдений за высотой Солнца
в полдень.
Вычисленный радиус Земли по Эратосфену составил 6 287 км.
Современные измерения дают для усреднённого радиуса Земли величину 6 371 км.
Эратосфен
(276 -194 г. до н.э.)
Практическая астрономия
Слайд 11Деление окружности на 360° имеет астрономическое происхождение:
оно возникло тогда,
когда считалось, что продолжительность года равна 360 суткам, а Солнце
в своём движении вокруг Земли каждые сутки делает один шаг – градус.
Геоцентрическая система Птолемея
Практическая астрономия
Слайд 12Николай Коперник
(1473-1543)
Гелиоцентрическая система мира Коперника
Гелиоцентрическое учение Николая Коперника способствовало изменению стиля научного мышления
Слайд 13Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал
ряд выдающихся астрономических открытий.
Слайд 14Закон всемирного тяготения, сформулированный Исааком Ньютоном в конце XVII в.,
открыл возможность применения математических методов для изучения движения планет и
других тел Солнечной системы
Слайд 15Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и
на море
Практическая астрономия
Искусство прокладывать путь по наблюдениям за небесными светилами,
получившее название навигация, сначала использовалось в мореходном деле, затем в авиации, а теперь и в космонавтике.
Самолет «Илья Муромец»
Слайд 16Небесная механика
Небе́сная меха́ника — раздел астрономии, применяющий законы механики для изучения и вычисления движения
небесных тел, в первую очередь Солнечной системы (Луны, планет и их спутников, комет, малых тел), и вызванных
этим явлений (затмений и проч.).
Слайд 17Открытие в XIX в. спектрального анализа и его применение в
астрономии положило начало широкому использованию физики при изучении природы небесных
тел и привело к появлению нового раздела науки о Вселенной - АСТРОФИЗИКИ
Излучение звезды, проходя через облако газа,
приобретает темные линии (линии поглощения) в своем спектре
Слайд 18Достижения астрономии второй половины ХХ в. привели к серьёзным изменениям
в научной картине мира,
к становлению представлений об эволюции Вселенной,
составляющие основу современной космологии.
КОСМОЛОГИЯ - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Её основу составляют математика, физика и астрономия.
Слайд 19
Структура и масштабы Вселенной
просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=9-1c90zzd-o
Слайд 20Тестирование
https://testonik.net/doc/761-test-po-astronomii-vvedenie-v-astronomiyu-11-klass
Слайд 21Вставьте пропущенные слова
1 вариант
Мы живём на Планете ____________. Она вращается
вокруг __________. У неё есть спутник ____________. Первым догадался, что
земля вращается вокруг Солнца учёный_____________. Создал телескоп учёный______________. Первый человек, полетевший в космос _________________. Это случилось … апреля 19… года.
Слова для справок: 61, Солнце, Галилео Галилей, Юрий Гагарин, 12 , Луна, Николай Коперник, Земля.
2 вариант
Мы живём на Планете ____________. Она вращается вокруг __________. У неё есть спутник ____________. Первый человек, полетевший в космос _________________. Это случилось … апреля 19… года.
Слова для справок: 61, Солнце, Юрий Гагарин, 12 , Луна, Земля,
Слайд 22Домашнее задание
1) § 1.
2) Представить графически (в виде схемы)
взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки
и уникальность ее предмета.
3) На дополнительную оценку - подготовить презентацию «Обсерватории в России»