Слайд 1«Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья» (А. Шопенгауэр).
Здоровьесбережение
в учебном процессе
Слайд 2Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Одним из направлений развития общего
образования является:
…Сохранение и укрепление здоровья детей
Слайд 3
По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье- это:
-физическое здоровье (органы, функции)
-
нравственное (интересы, помыслы, увлечения)
- психическое (адекватное отношение к ситуации)
Слайд 4
Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка
Слайд 5
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,
нередко создает для них психологические трудности.
Слайд 6
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание
комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения
научно-эффективных технологий
Слайд 7
Внешние факторы, влияющие на состояние здоровья
Гигиенические (шум, освещенность, размер помещений,
дизайн);
Мебель ( размеры, размещение)
Технические средства
4.Пищеблок (ассортимент, качество пищи, качество питьевой
воды)
Слайд 8
Внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
– экология;
– семья и микроклимат
в ней;
– круг общения, вредные привычки;
– питание;
– здоровый образ жизни.
Слайд 91. Объем учебной нагрузки .
2.Расписание уроков, распределение нагрузки по дням.
3.Недельная динамика работоспособности.
4.Дневная динамика работоспособности.
5.Организационно-педагогические условия
проведения урока Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации
6.Психологический климат .
7.Стиль педагогического общения.
8.Степень реализации учителем индивидуального подхода к обучающимся.
9.Психологическое развитие образовательной среды на основе применения психолого-педагогических техник и психологии.
10.Личностная и психологическая особенность учителя, его характер.
Факторы, связанные с образовательным процессом
Слайд 10Признаки усталости учеников на уроке:
частая смена позы, потягивание;
встряхивание руками;
зевота, закрывание
глаз;
подпирание головы, остановившийся взгляд;
ненужное перекладывание предметов;
разговор с соседом;
увеличение количества ошибок,
невосприятие вопроса, задержки с ответом;
частое поглядывание на часы в ожидании конца урока.
Слайд 11К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в существующих условиях, можно отнести:
использование привлекательной
мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
выявление «зоны ближайшего развития»
по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;
формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;
проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;
разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения;
сообщение о домашнем задании перед изложением нового материала, либо в ходе обобщения, либо перед практическим материалом;
Слайд 12разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы,
контрольных работах пользоваться вспомогательными средствами, например конспектом;
гибкость структуры уроков в
соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
подведение итогов урока на последних 4–5-й минутах, и лучше всего – вместе использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (по 2–4 человека); для всех групп может быть одно задание либо разные, дополняющие друг друга; результаты работы представляет один ученик из группы, остальные отвечают на вопросы или дополняют;
с учениками;
кратковременное напоминание учителем перед началом контрольной работы, какому разделу или теме посвящена работа, порядка её выполнения; оказание тихой индивидуальной поддержки в ходе её выполнения; при сообщении о результатах работы – указание на общие итоги, разделы материала, в которых выявились недоработки, без обсуждения персональных оценок и ошибок;
Слайд 13при появлении признаков утомления у учащихся на уроке – изменение
интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников (например, неожиданным примером,
проведением физкультминутки);
во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности, например, физкультминутки на 20–25-й минуте урока, во второй половине урока – указание работать в парах переменного состава, разрешение поворачиваться к ученикам, сидящим сзади, даже подсказывать с помощью жестов (рисование в воздухе буквы или цифры);
для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз и шеи и др.;
в начале урока полезно проведение небольшой (10–15 секунд) разминки:
– для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;
– для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;
– для речевого аппарата – произнесение слов, слогов, скороговорок, тихо и громко, с разной акцентировкой;
– для кистей и пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах.
Слайд 14
Существуют два пути сохранения здоровья детей.
1) Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.
2)
Обучение детей укреплению собственного здоровья (формирование культуры здоровья).
Слайд 15
Проект решения педсовета
– Признать работу педагогического коллектива по проблеме «Педагогические
условия укрепления и сохранения здоровья школьников» удовлетворительной.
– Изучить на заседаниях МО
позитивный опыт работы учреждений образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в УВП.
– Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и по профилактике вредных привычек.
– Регулярно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся.