Слайд 1Ахкобекова
Халимат Зафировна
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 13
г. Томска
Слайд 2ПРОЕКТ
«Развитие текстовой компетентности школьников среднего звена: ассоциативный аспект»
Слайд 3Руководитель проекта: Ахкобекова Халимат Зафировна,
учитель русского языка и литературы
Сфера реализации:
организация проектной деятельности
Организация-заявитель: МОУ гимназия № 13 г. Томска
Участники проекта:
5 В, 5 Г классы, 52 обучающихся, 3 учителя
Область реализации проекта: спецкурс «Русская словесность. От слова к тексту». 5 класс
Количество участников: педагогов - 3; обучающихся - 75.
Сроки выполнения проекта:
начало –июнь 2008 г.,
завершение - май 2009 г.
Продолжительность: 1 год
Слайд 4Актуальность проекта
Развитие ассоциативных механизмов мышления:
обеспечивает мыслительную продуктивность обучающихся;
увеличивает «тезаурус»
памяти творящей личности;
способствуют созданию глубинного контекста.
Слайд 5Проблема:
падение интереса к чтению;
снижение качества устных и письменных текстов
учащихся;
русский язык не входит в список любимых школьных предметов.
Слайд 6Цель проекта:
активизация развития текстовой компетентности обучающихся среднего звена через эффективные
приемы обучения
Слайд 7Задачи проекта:
модифицировать программу «Русская словесность. От слова к тексу». 5
класс (Р.И.Альбетковой) с учетом ассоциативного аспекта;
систематизировать и внедрить в практику
обучения игры-упражнения на ассоциативной основе;
создать презентацию спецкурса с помощью 10 (гуманитарного) класса;
издать сборник творческих работ обучающихся.
Слайд 8Объект исследования – содержание и методическое обеспечение формирования текстовой компетентности
как базовой в речевой культуре выпускника.
Предмет исследования – ассоциативный аспект
в развитии текстовой компетентности средствами коммуникативно-творческих игр-упражнений.
Гипотеза исследования - активизация развития текстовой компетентности будет обеспечена наличием дидактического материала, направленным на развитие ассоциативных механизмов мышления.
Слайд 9Психолого-педагогическое обеспечение проекта:
диагностика интеллектуального развития обучающихся;
создание условий для рефлексии участников
проекта;
мониторинг качества обученности по русскому языку и литературе.
Слайд 10Коммуникативно-деятельностный подход – основа проекта:
диалогизация;
ситуативность;
индивидуализация;
текстоцентризм;
функционализм;
интеграция.
Слайд 11Основные понятия проекта:
текст – форма коммуникации, единица культуры, средство обучения,
дидактический материал;
текстовая деятельность – учебная деятельность, направленная на приобретение текстовых
знаний и умений;
ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой актуализация ( восприятие, представление) одного из них ведет влечет за собой появление другого;
игра – понятие (в данном проекте) максимально широкое: от языковых игр-упражнений до ролевых, ситуативных.
Слайд 12Текстовая компетентность:
знание языковых ресурсов, умение их организовать в процессе текстовой
деятельности;
выбор жизненного материала, его отражение в слове, осознание индивидуального авторского
стиля;
знание действительности, умение отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе интепретационной деятельности;
знание о сферах общения, умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста
Слайд 13Теоретическая основа проекта:
Программа «Русская словесность. От слова к тексту», 5
класс (Р.И.Альбеткова)
Слайд 14В мир слова – через игру, юмор, творчество!
Структура занятия спецкурса:
речевая
разминка;
работа по определенной теме;
ассоциации;
составление текста по алгоритму;
редактирование;
презентация текста;
рефлексия.
Слайд 15Классификация игр
(по А.Е.Соболевой, Е.Н.Емельяновой)
Игры-упражнения по образцу;
Конструктивные игры-упражнения (на основе
предложенного языкового материала);
Коммуникативно-творческие игры упражнения.
Слайд 16Этапы реализации проекта
1. Организационный:
изучение и анализ научной и методической литературы
по исследуемой проблеме;
повышение информированности участников проекта о целях и задачах.
2.
Апробация технологии:
создание организационных условий для реализации проекта;
выработка рекомендаций для создания текстов на занятиях спецкурса.
3. Коррекционный:
выработка рекомендаций для продолжения программы спецкурса в 6 классе.
4. Аналитический:
Оценка результативности проекта.
Слайд 17Предполагаемые результаты:
Количественные результаты:
создан банк данных игр-упражнений;
разработано приложение к программе спецкурса;
выпущен
сборник творческих работ учащихся.
2. Качественные результаты:
увеличение результатов субтестов на 10%
по сравнению со средним показателем всех 5-классов;
увеличение качества обученности на 10% по русскому языку и литературе.
Слайд 18Оценка намеченных результатов:
психологическое тестирование с помощью ГИТ (групповой интеллектуальный тест);
мониторинг
обученности по русскому языку и литературе.
Слайд 19Диаграмма 1. Динамика показателей по тесту ГИТ (групповой тест интеллектуального
развития)
Из диаграммы 1 можно увидеть, что увеличение среднего показателя ГИТ
в экспериментальных классах (5 В и 5 Г) произошло на 14,8 и 13,3 % соответственно, тогда как увеличение показателей в контрольных классах (5 А и 5 Б) ниже – 8,4 и 11,7% соответственно.
Слайд 20Творческие работы пятиклассников
Загадки
Желтый, как летнее солнце; кислый, как недоспелый грейпфрут;
овальный, но не баклажан зрелый. Что это (лимон)? (Дима А.)
Дружные,
как брат с сестрой; веселый, как интересный КВН; крутой, но не колбаса вареная. Кто это? (5 В класс) (Таня П.)
Большой, как помятый диван; круглый, как воздушный шар; глупый, но не дерево дубовое. Кто это? (двоечник) (Лиза И.)