Разделы презентаций


Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке русского языка

Содержание

План анализа1. История создания стихотворения.2. Ритм, метр, рисунок текста.3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы , ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы).4. Художественные образы.5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке русского языка
Учитель

русского языка и литературы
Соковых Надежда Николаевна
ГБОУ СОШ № 250 г.

Санкт-Петербурга
Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке русского языкаУчитель русского языка и литературыСоковых Надежда НиколаевнаГБОУ СОШ

Слайд 2План анализа
1. История создания стихотворения.
2. Ритм, метр, рисунок текста.
3. Анализ

композиции (строфы, стих, микротемы , ключевые слова, время, пространство, композиционные

приёмы).
4. Художественные образы.
5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень).
6.Тропы, фигуры.
7. Тема, идея.
8. Вывод.

План анализа1. История создания стихотворения.2. Ритм, метр, рисунок текста.3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы , ключевые слова,

Слайд 3« Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов
Давно – отвергнутый тобою,
Я шёл по

этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо

яснели.
На край обрыва я ступил-
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!

Поздней – любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.


« Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.НекрасовДавно – отвергнутый тобою,Я шёл по этим берегамИ, полон думой роковою, Мгновенно

Слайд 4Дата написания: 1855 год, 24-25 апреля.
Теперь – один, забыт тобою,
Чрез

много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И

та же мысль приходит снова –
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…
Дата написания: 1855 год, 24-25 апреля.Теперь – один, забыт тобою,Чрез много роковых годов, Брожу с убитою душоюОпять

Слайд 5Из истории создания стихотворения
Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте

разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но

гражданином быть обязан» и т.д.
Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти
«… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.
Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.
Из истории создания стихотворенияИмя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты

Слайд 6Адресат стихотворения « Давно - отвергнутый тобою…»

Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено

Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало

15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…
Адресат стихотворения « Давно - отвергнутый тобою…»Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта,

Слайд 7Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

/

/ /
ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
/
БОЮ


Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.









Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.       /

Слайд 8Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ
Давно

– отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно

кинулся к волнам.

В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).



Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯДавно – отвергнутый тобою,Я шёл по этим берегамИ,

Слайд 9Микротемы

Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
В нём можно выделить

три микротемы:
Давно…
Поздней…
Теперь…
Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает

в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
Аллитерация звука[ Р] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [о], [у], [ю]-передаёт боль.
МикротемыСтихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.В нём можно выделить три микротемы:Давно…Поздней…Теперь…Лирический герой доведён потерей любимой до

Слайд 10Композиционное построение
В стихотворении использован приём антитезы:
ДАВНО, когда лирический герой,

«полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх

остановил его. Так бывает , когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное
- это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.

Композиционное построениеВ стихотворении использован приём антитезы: ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к

Слайд 11АНТИТЕЗА
Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат

« любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в

глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».
АНТИТЕЗАЭтому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают

Слайд 12Тема и идея стихотворения
Это стихотворение о ЛЮБВИ.
Идея – невозможность жить

без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.

Тема и идея стихотворенияЭто стихотворение о ЛЮБВИ.Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.

Слайд 13Тропы и фигуры
Природа в стихотворении как бы принимает участие в

судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой

ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя.
Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.
Тропы и фигурыПрирода в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели»,

Слайд 14ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ
В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
« на край обрыва я

ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я

стою».
Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя,
акцентировать внимание читателя.
Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
«роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
Используется общеупотребительная книжная лексика.
ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫВ стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:« на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и

Слайд 15Синтаксический и морфологический уровни
В стихотворении использованы сложные предложения и простые,

осложнённые причастными оборотами.
В тексте присутствуют такие части речи, как личные

местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ;
существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)

Синтаксический и морфологический уровниВ стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами.В тексте присутствуют такие части

Слайд 16ЭЛЕГИЯ
Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя.


ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с

печальным настроением, жалобное, скорбное.
ЭЛЕГИЯЭто стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя. ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты)

Слайд 17« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова

Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова,

посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой.
Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены

многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.
« Панаевский цикл» Н.А.НекрасоваМы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой.Стихи характеризует жгучая исповедальность,

Слайд 18Используемая литература
1.Н.А.Некрасов «Избранные произведения». Москва.
« Художественная литература» 1985 г.
2.

Учебник « Русский язык» для 10-11классов.Москва. «Просвещение» 2005 г. Авторы:

А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.
« Поурочные разработки по литературе»
10 класс. Москва. «Вако» 2004 г. Авторы:
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова.

Используемая литература1.Н.А.Некрасов «Избранные произведения». Москва. « Художественная литература» 1985 г.2. Учебник « Русский язык» для 10-11классов.Москва. «Просвещение»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика