Слайд 1Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке русского языка
Учитель
русского языка и литературы
Соковых Надежда Николаевна
ГБОУ СОШ № 250 г.
Санкт-Петербурга
Слайд 2План анализа
1. История создания стихотворения.
2. Ритм, метр, рисунок текста.
3. Анализ
композиции (строфы, стих, микротемы , ключевые слова, время, пространство, композиционные
приёмы).
4. Художественные образы.
5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень).
6.Тропы, фигуры.
7. Тема, идея.
8. Вывод.
Слайд 3« Давно - отвергнутый тобою…»
Н.А.Некрасов
Давно – отвергнутый тобою,
Я шёл по
этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо
яснели.
На край обрыва я ступил-
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней – любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда,
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Слайд 4Дата написания: 1855 год, 24-25 апреля.
Теперь – один, забыт тобою,
Чрез
много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И
та же мысль приходит снова –
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…
Слайд 5Из истории создания стихотворения
Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте
разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан» и т.д.
Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти
«… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.
Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.
Слайд 6Адресат стихотворения « Давно -
отвергнутый тобою…»
Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено
Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало
15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…
Слайд 7Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.
/
/ /
ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
/
БОЮ
Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.
Слайд 8Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ
Давно
– отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно
кинулся к волнам.
В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).
Слайд 9Микротемы
Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
В нём можно выделить
три микротемы:
Давно…
Поздней…
Теперь…
Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает
в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
Аллитерация звука[ Р] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [о], [у], [ю]-передаёт боль.
Слайд 10Композиционное построение
В стихотворении использован приём антитезы:
ДАВНО, когда лирический герой,
«полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх
остановил его. Так бывает , когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное
- это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.
Слайд 11АНТИТЕЗА
Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат
« любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в
глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».
Слайд 12Тема и идея стихотворения
Это стихотворение о ЛЮБВИ.
Идея – невозможность жить
без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.
Слайд 13Тропы и фигуры
Природа в стихотворении как бы принимает участие в
судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой
ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя.
Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.
Слайд 14ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ
В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
« на край обрыва я
ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я
стою».
Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя,
акцентировать внимание читателя.
Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
«роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
Используется общеупотребительная книжная лексика.
Слайд 15Синтаксический и морфологический уровни
В стихотворении использованы сложные предложения и простые,
осложнённые причастными оборотами.
В тексте присутствуют такие части речи, как личные
местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ;
существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)
Слайд 16ЭЛЕГИЯ
Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя.
ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с
печальным настроением, жалобное, скорбное.
Слайд 17« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова
Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова,
посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой.
Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены
многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.
Слайд 18Используемая литература
1.Н.А.Некрасов «Избранные произведения». Москва.
« Художественная литература» 1985 г.
2.
Учебник « Русский язык» для 10-11классов.Москва. «Просвещение» 2005 г. Авторы:
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.
« Поурочные разработки по литературе»
10 класс. Москва. «Вако» 2004 г. Авторы:
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова.