Слайд 1Задание 23 ЕГЭ
Способы и средства связи предложений в тексте
Слайд 2Цели урока
Обобщение и систематизация учебного материала, касающегося способов и средств
связи предложений в тексте;
Овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, классификации;
Воспитание ценностных ориентаций кадет.
Слайд 3Семантический диктант
Какие военнослужащие российской армии исполняли обязанности телохранителей и почетной
императорской стражи во время коронаций и других празднеств и торжеств?
Как
назывались кавалеристы, обученные сражаться как в пешем, так и в конном строю?
Подразделение в кавалерии, соответствующее роте в пехоте.
Русский военный из частей легкой кавалерии.
Запишите первую часть сложных слов, обозначающих «состоящий при монархе».
Слайд 4Проверьте себя
Кавалергард
Драгун
Эскадрон
Гусар (улан)
Лейб… (лейб-гвардия, лейб-медик)
Слайд 5
Отечественная война 1812г
200 лет Бородинскому сражению
Слайд 6Способы связи предложений
в тексте
Слайд 7Какие способы связи предложений в тексте вы знаете?
Слайд 8Задание 1
Распределить данные фразы в нужном соответствии
1. связь отражает последовательное
развитие мысли; 2. тема каждого последующего предложения не заимствуется из
предыдущего; 3. предложения сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкции; 4. последующее предложение «подхватывается» предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение; 5. будучи изолированными, предложения лишаются способности самостоятельного употребления; 6. Каждое предложение знаменательно, так как их лексическое наполнение самостоятельно; 7. связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление; 8. в предложении есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующим предложением (повтор ключевого слова, замена его синонимом и т.д.).
Слайд 10
Задание 2
Определить способ связи в данных предложениях
Знаменитая армия Наполеона составляла
около 610 тысяч человек. Российские вооруженные силы в начале войны
насчитывали 240 тысяч человек. ________________________
Чтобы максимально уменьшить потери, Кутузов принял тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в самую глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.____________________________
Слайд 11
Определить способ связи в данных предложениях
Проверьте себя
Знаменитая армия Наполеона составляла
около 610 тысяч человек. Российские вооруженные силы в начале войны
насчитывали 240 тысяч человек.
Параллельная связь
Чтобы максимально уменьшить потери, Кутузов принял тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в самую глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.____________________________
Цепная связь
Слайд 12Средства связи предложений в тексте
Слайд 13Какие средства связи предложений в тексте вы знаете?
Слайд 14
Задание 3
Распределительный слуховой диктант
Средства связи предложений в тексте
Слайд 15Задание 3
Распределить данные слова в соответствующие графы таблицы
Синтаксический параллелизм, союзы,
местоимения, антонимы (в том числе контекстуальные), наречия (со значением времени
и пространства), парцелляция, частицы, вводные слова, синонимы (в том числе контекстуальные), родовидовые слова, глаголы (одного вида и одного времени), частицы, лексические повторы.
Слайд 16Проверь себя
Средства связи предложений в тексте
Слайд 17Задание 4
Определить способ и средство связи предложений
1. Партизаны уничтожили Великую
армию по частям. Они подбирали те отпавшие листья, которые сами
собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево.
2. Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Это была пора, когда партии партизан перестали бояться француза и с бесшабашным русским удовольствием его били.
3. Был осенний, теплый, дождливый день. То падал как будто туман, то вдруг пропускал косой, грустный дождь. На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которой струилась вода, ехал Денисов.
Слайд 18Проверьте себя
Определить способ и средство связи предложений
1. Партизаны уничтожили Великую
армию по частям. Они подбирали те отпавшие листья, которые сами
собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. (Цепная связь, союзы)
2. Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Это была пора, когда партии партизан перестали бояться француза и с бесшабашным русским удовольствием его били. (Цепная связь, синонимы, союз)
3. Был осенний, теплый, дождливый день. То падал как будто туман, то вдруг пропускал косой, грустный дождь. На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которой струилась вода, ехал Денисов. (параллельная связь, синонимический параллелизм)
Слайд 19Назовите произведение, из которого взяты данные предложения?
Слайд 20Кто является прототипом Денисова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
Слайд 21Денис Васильевич Давыдов
(27.07.1784 - 22.04.1839)
Слайд 23Текст
(1) Задайте современному человеку вопрос, с чем ассоциируется у них
слово «гусары», и вы наверняка услышите: «Фильм Эльдара Рязанова «Гусарская
баллада», шампанское, французы, эполеты, любовные похождения поручика Ржевского». (2) И только самые образованные, вероятно, вспомнят поэта Дениса Давыдова. (3) Как жаль, что только самые образованные!
(4) А это была легендарная личность! (5) Когда русские войска, «гоня французов до их Парижа», входили в какой-нибудь европейский город, то жители, рассматривая бравых русских гусар, искали среди них «черного капитана» Давыдова. (6) Так прозвал его писатель Вальтер Скотт, признанный классик, который вел с ним интенсивную переписку, и в кабинете которого висел портрет нашего героя.
(7) Денис был старшим и по свидетельству очевидцев самым непоседливым ребенком командира Полтавского легкоконного полка Василия Давыдова. (8) Девятилетним он получил благословение великого Суворова, заметившего: «Ты выиграешь три сражения!» (9)Денис Давыдов выиграл больше. (10) Хотя в жизни все давалось ему с трудом.
(11) Курносый, некрасивый, маленького роста (в кавалергарды брали высоких и статных), сумел пробиться в гвардию. (12) И очень быстро стал всеобщим любимцем.
(13) Столица 1801 года буквально заболела гусаром Давыдовым. (14) Обаятельный и остроумный, он становится завидным гостем самых известных великосветских салонов. (15) Однако независимость натуры и лютая ненависть к бездарным подхалимам и невежественным выскочкам нравилась далеко не всем. (16) За остросатирическую басню «Голова и Ноги», направленную немного-немало против самого императора, был выдворен из гвардии и направлен в захолустье.(17) В армейский гусарский полк.(18) Но не пропал там, а «нахлебался, по его словам, настоящего «гусарства». (19) Не бесшабашного позерства с ненужной отвагой и шампанским, а истинного, воспитывающего благородные черты: личную отвагу, презрение к опасности, прямодушие, чувство товарищеской солидарности. (по В. Слуген)
Слайд 24Домашнее задание по тексту
Задание по группам
Закончить текст, используя презентацию и
другие источники (3-5 предложений).
Найти стихи Дениса Давыдова и прочитать их
выразительно в классе.
На основе текста приготовить свои задания В-7 или В-8 (2-4 вопроса).
Слайд 26Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противустать,
Первый долг мой, долг священный
—
Вновь за родину восстать...
Д. Давыдов
Денис Давыдов в мундире Ахтырского гусарского
полка.
Портрет кисти Д. Доу
Слайд 27Денис Васильевич Давыдов (27.07.1784 - 22.04.1839) родился в г.Москве.
Получил
блестящее для своего времени домашнее образование.
Дом Дениса Давыдова.
г. Москва
Слайд 28Его отец Василий Денисович Давыдов
(1747—1808) был военным,
служил под
командованием
А. В. Суворова.
О.Кипренский. Портрет Василия Денисовича Давыдова, 1809
г. Третьяковская картинная галерея
Слайд 29Военная карьера Дениса Давыдова началась в 1801 году.
Не имея
природных данных кавалергарда, он все же пробился в гвардию и
стал эстандарт-юнкером гвардейского кавалергардского полка.
Слайд 30Однако в кавалергардах Давыдов пробыл недолго.
В 1803 году Давыдов
за свои сатирические произведения был выдворен из гвардии и направлен
в действующий гусарский полк.
В.П.Лангер.
1819г. Акварель
Слайд 31В 1806-1807 годах Денис Давыдов храбро сражался
с французами
в Пруссии
в чине поручика лейб-гвардии гусарского полка, был адъютантом Петра Ивановича
Багратиона.
Пётр Иванович Багратион
Слайд 32В 1809 году воевал
со шведами в Финляндии,
в 1809-1810 годах
- с турками в Молдавии и на Балканах.
В 1812-1814
громил французов в России и гнал их до самого Парижа.
Слайд 33В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны
1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей армейского
партизанского движения.
Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу,
У врагов ты отнял славы,
Ты — боец чернокудрявый
С белым локоном на лбу!
Н.М. Языков
Слайд 3421 августа 1812 года, близ деревни Бородино, где он вырос,
и где уже торопливо разбирали родительский дом на военные укрепления,
за пять дней до великого сражения, Денис Васильевич предложил идею создания партизанского отряда.
Здесь на площади в 50 кв.км. 26 августа (7 сентября) 1812 года в грандиозном генеральном сражении сошлись армии Наполеона и Кутузова. Судьбы России и Европы решались тогда на знаменитых исторических полях и холмах.
Слайд 35Успех его боевых действий превзошел все ожидания. Партизаны громили обозы
неприятеля, смело вступали в боевые схватки, брали пленных и трофеи,
формировали из крестьян партизанские дружины и снабжали их оружием, захваченным у противника.
Нападение партизан отряда И.С. Доpохова на французский обоз в районе Пеpхушкова. Хpомолитогpафия
Слайд 36Слава о боевых подвигах Давыдова вышла далеко за пределы России,
о нем писали во многих европейских журналах и газетах. Лучшие
граверы запечатлели его облик.
Д.В. Давыдов.
Раскрашенная гравюра М. Дюбурга по оригиналу А. Орловского. 1814 г.
Слайд 37А это самое известное изображение (народный лубок) легендарного героя, партизанского
вождя Дениса Давыдова. Долгие годы эту картину можно было встретить
в России буквально повсюду — от крестьянской избы до знатного дома.
Народный лубок
"Храбрый партизан Денис Васильевич Давыдов».
1812 г."
Слайд 38Денис Васильевич Давыдов находился на военной службе до 1832 года
, принимал участие в различных военных кампаниях, имел много наград.
Ордена
Св.Анны 1-й ст.,
Владимира 2-й ст.,
Георгия 4-го кл.;
прусским Пур ле Мерит; знак отличия «За Военное Достоинство» 2-й ст.,
крест за Эйлау,
золотая сабля
с надписью «За храбрость».
Гравюра на стали с оригинала
неизвестного художника.
Портрет из издания "Сто русских литераторов".
Слайд 39В 1832 в звании генерал-лейтенанта вышел в отставку и жил
в своем имении - деревне Верхняя Маза Симбирской губернии, занимаясь
воспитанием 9 детей, сельским хозяйством, сочинением военно-исторических мемуаров, статей и, конечно, стихов.
Слайд 40Рисунок А.С. Пушкина в лицейской тетради (1819),
определяемый как портрет Д.В.
Давыдова
Плодами своего вдохновения Денис Давыдов делился с друзьями, главным образом
с Языковым, Пушкиным и Баратынским. Друзья признавали и высоко ценили в нем литературные дарования. В одном из своих посланий к Давыдову Н.М. Языков сделал такую оценку его стиха:
Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.
Слайд 41
Д. В. Давыдов пользовался большими симпатиями в дружеских кругах. По
словам князя П. А. Вяземского, Давыдов до самой кончины сохранил
изумительную молодость сердца и нрава. Веселость его была заразительна и увлекательна; «он был душой и пламенем дружеских бесед».
Карл Гампельн. Портрет Дениса Васильевича Давыдова, 1820
Слайд 42Денис Давыдов умер на пятьдесят пятом году жизни. Похоронен поэт-партизан
на известном Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле установлен гранитный
бюст героя.
Слайд 43Лучшие произведения Дениса Давыдова остались в памяти народа. Энергичная, призывная,
заразительная музыка его таланта не постарела за два века. На
его стихи сочиняют песни, его образ сохранен в творчестве современных авторов, о нем пишут книги, ставят фильмы.
Слайд 44В-7
Среди предложений 3-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью наречия. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 13-17 найдите такое,
которое связано с предыдущим с помощью местоимения. Напишите номер этого предложения.
Слайд 45Выводы
При чтении художественного произведения важно _______сопоставление и противопоставление слов и
выражений, предложенных писателем, и________, как каждое последующее предложение ________и ________смысл
предыдущего, _______нам нечто новое.
Так читатель сможет приблизиться к постижению той невидимой тайной паутины, с помощью которой настоящий художник искусно сплетает свое словесное кружево. (Ю. Лотман)
Слайд 46Выводы
При чтении художественного произведения важно видеть сопоставление и противопоставление слов
и выражений, предложенных писателем, и понимать, как каждое последующее предложение
раскрывает и дополняет смысл предыдущего, сообщает нам нечто новое.
Так читатель сможет приблизиться к постижению той невидимой тайной паутины, с помощью которой настоящий художник искусно сплетает свое словесное кружево. (Ю. Лотман)