Слайд 1Похвальное слово знакам препинания
Слайд 2Знаки препинания
помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и
отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли
и чувства, а читающему – понять их.
Слайд 3Знаки препинания «существуют,
чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение
и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания –
это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К.Г.Паустовский
Слайд 4З н а к и п р е п
и н а н и я
дают возможность
сказать в
письменной речи гораздо боль -ше, чем можно запи -сать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашиваю -щие их чувства. Зна- ки, как и слова, гово- рят, и мы их читаем вместе со словами.
Слайд 5А иногда мы читаем их
даже… вместо слов!
Известен факт такой
«бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.
К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Слайд 6Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника
переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо
понимать знаки препинания.
Виктор Гюго
Слайд 7 При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому,
о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что
он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Слайд 8 Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к
серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который
в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Слайд 9Поставьте смысл написанного
«с головы на ноги»
…кисель там варят из
резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят
из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют Из толокна…
Слайд 10П р о в е р ь т е
с е б я:
…кисель там варят, из резины
там шины делают,
из глины
кирпич там жгут, из молока
творог готовят, из песка
стекло там плавят, из бетона
плотины строят, из картона
обложки там, из чугуна
там варят сталь, из полотна
кроят рубахи, из пластмассы
посуду делают, из мяса
котлеты стряпают, из сажи
там ваксу делают, из пряжи
прядут там нитки, из сукна
костюмы шьют. Из толокна…
кисель там варят.
Слайд 11П о п р о б у й т е
е щ е р а з!
В реке там
рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке
Слайд 12В реке там рыба, на бугре Что
изменилось мычит корова, в конуре в стихотворении?
собака лает, на заборе
поет
синичка, в коридоре
играют дети, на стене
висит картина, на окне
узоры инея, в печурке
горят дрова, в руках девчурки
нарядная там кукла, в клетке
ручной щегол поет, салфетки
там на столе лежат, коньки
к зиме готовят там, очки
лежат для бабушки, тетрадки
всегда содержатся в порядке.
Слайд 14 Их значения складывались в течение столетий.
Точка
обозначает конец сообщения, но
не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Слайд 15Вопросительный з н а к
требует ответа. В устной речи
ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
Слайд 16Многоточие
ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все,
что знаю».
Слайд 17Ставя восклицательный знак,
пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного
высказывания.
Слайд 18Запятую
ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение,
читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются
связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.
Слайд 20Значение точки с запятой
можно определить так: «Я закончил существенную часть
своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я
сообщил еще не все, читайте дальше».
Слайд 21Двоеточие
ставят, если
хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
Слайд 22 Т и р е
ставят, если хотят показать,, что в сообщении
есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге
сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
Слайд 23К А В Ы Ч К И
нужны, если они
– знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы
прямой речи либо цитаты.
Слайд 24В с к о б к и
ставят высказывание,
несущее не основную, а дополнительную информацию.
Слайд 25Знаки препинания
выполняют разную роль: 1) в конце предложения они
завершают его на письме. Это знаки завершения; 2)внутри предложения они
могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.
Слайд 26 Знаки завершения – это знаки в конце предложения.
Знаки разделения – при ОЧП, между простыми предложениями в сложном, перед обобщающим словом и после него. Знаки выделения – при обращении и вводных словах.
Слайд 27И т а к,
без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть
письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию –
раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.