Слайд 1
«Писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени
своего соседа» (Л. В. Щерба).
Слайд 2Лев Владимирович Щерба
Всю жизнь он уделял время разработке
вопросов обучения родному и иностранным языкам, организации русской школы .Его
помощь строительству школы и повышению качества работы гуманитарных вузов была очевидна и высоко оценена. Он редактировал, шлифовал, дополнял стабильные учебники русского языка и иностранных языков, много работал над школьными планами и программами.
Реформа русской орфографии, а затем не прекращавшаяся до последнего года его жизни работа над дальнейшей рационализацией и упорядочением реформированной орфографии проходили при постоянном участии и все возраставшем влиянии идей и предложений Л. В. Щербы.
Слайд 3
«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»
Слайд 4Морфология и орфография
- Что изучает морфология, орфография?
- Что
такое орфография?
Слайд 5Задание 1.
Найдите среди слов два лишних и аргументируйте свой ответ.
Гореть,
загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.
Слайд 6
Гореть, загорается, загар, пригорок, нагар, горящий, горевать.
Слайд 7
Тема урока:
«Чередование гласных в корнях слов»
Слайд 8Задание 2
ТвОрение, блИстательный,
зарОсли, обмАкнуть, стЕлить, клОниться, рАстение.
- Что объединяет
эти слова? В чем различие?
- На какие группы, в соответствии
с какими принципами мы можем разделить эти слова.
Слайд 10Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой
выбор. Распределите их в графы таблицы.
Пл..вец Р..стислав.
Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.
С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.
Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.
Слайд 14Игра «Проверяй, запоминай, чередуй»
Игра разработана по аналогии с игрой «Крестики-нолики»
Поле
игры - лист бумаги форматом А-4: на одной стороне в
клетках размещены слова с пропущенными буквами на разные виды орфограмм гласной в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), на другой (в зеркальном отражении) клетки с буквами.
Задание:
Вставьте пропущенные буквы в каждое слово, пометив каждое слово буквами «П», «З» или «Ч».
Если все буквы вставлены правильно, то вы найдете три строчки (по горизонтали или вертикали) с гласной «О» в каждом слове: в одной строчке будут все проверяемые «О»; в другой – непроверяемые, еще в одной – чередующиеся.
Зачеркните эти строчки и в зеркальном отражении с другой стороны вы прочитаете три слова. Составив из них предложение, вы узнаете мудрую сентенцию.
Победителя станет тот, кто первым прочитает фразу.
3.
Слайд 15Словарная работа
СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia - мысль, изречение, приговор),1) изречение нравоучительного
характера.2) Приговор военного суда в России в 1720-1917.3) Устаревшее название
судебного решения, приговора.
АБ…НЕМЕНТ (франц. abonnement)- право пользования чем-либо на определенный срок (местом в театре, катком, телефоном и т. д.), а также документ, предоставляющий это право. Абонемент библиотечный - предоставление читателям права использования произведений печати вне библиотеки в течение определенного срока.
ДЕМАГОГ (от греч. dеmagogуs, букв. - вождь народа), первоначально обозначение в Др. Греции руководителей политических группировок, ведших за собой народ; постепенно термин получил отрицательный смысл.
Демагогия - высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.
Слайд 16Словарная работа
ОБОНЯНИЕ 1) Способность к ощущению и распознаванию запахов как
одно из пяти внешних чувств.
ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus
- доблесть, талант), исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства. Человек, достигший в работе высшей степени мастерства.
КАНОНАДА (франц. canonnade, от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.
Слайд 17Вопрос:
Какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли
она?
Что из сегодняшнего урока вам особенно запомнилось?
Над чем
необходимо работать, чтобы усвоить данную орфограмму?
На сколько баллов вы оценили бы работу класса сегодня на уроке? Почему? Кому из одноклассников вы поставили бы высокий балл?
Слайд 18Домашнее задание
1) Выучите все корни с чередующейся гласной.
2) Составьте
небольшой текст (5-6 предложений), в котором было бы использовано 8-10
слов на данную орфограмму.