Слайд 1ЧТЕНИЕ СЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК
Слайд 2Круг-крюк мак-мяч луч-ключ люк-лук
Слайд 3Транскрипция слова: [кр’ук]
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
р — [р’] —
согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий
ю — [у] — гласный, ударный
к — [к] —
согласный, глухой парный, твёрдый
В слове 4 буквы и 4 звука.
Слайд 4Транскрипция слова: [м’ач’]
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий
я —
[а] — гласный, ударный
ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится
мягко), шипящий
В слове 3 буквы и 3 звука.
Слайд 5ранскрипция слова: [кл’уч’]
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
л — [л’] —
согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий
ю — [у] — гласный, ударный
ч — [ч’] —
согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко), шипящий
В слове 4 буквы и 4 звука.
Слайд 6Транскрипция слова: [лук]
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
у —
[у] — гласный, ударный
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
В слове 3
буквы и 3 звука.
Слайд 8Транскрипция слова: [мышка]
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
ы —
[ы] — гласный, ударный
ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится
твёрдо), шипящий
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Слайд 9Замените букву ы на букву и. Прочитайте получившееся слово.
Определите, одинаковые
ли первые звуки в слове «мышка» и «мишка».
Почему? (В
слове «мишка» первый звук нужно произносить мягко, на это указывает буква и, этой буквой обозначается гласный звук после мягких согласных.
Слайд 10Транскрипция слова: [м’ишка]
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий
и —
[и] — гласный, ударный
ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится
твёрдо), шипящий
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Слайд 11– Замените букву и на букву а. Прочитайте новое слово.
–
Одинаковые ли первые звуки в словах «миска» и «маска»?
– Почему
первый звук в слове «маска» нужно произносить твердо? (На это указывает буква а, этой буквой обозначается гласный звук после твердых согласных.)
Слайд 12Транскрипция слова: [м’иска]
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий
и —
[и] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый
к — [к] —
согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Слайд 13Транскрипция слова: [маска]
м — [м] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
а —
[а] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый
к — [к] —
согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Слайд 14– Многие поэты научились играть со звуками.
МЫШКА В НОРКЕ
Мышка в
норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в
этой норке.
И решила от тоски:
«Я меняю ы на и!»
– Какое получилось новое слово? (Мишка.)
Слайд 15Мишка в норке живет,
Мишка лапу сосет.
Косолапый тужит:
«Очень
скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро
и темно...
Я меняю и на о!»
– Какое же теперь образовалось новое слово? (Мошка.)
Слайд 16Мошка в норке живет,
Мошка крошку сосет.
«Неуютно дома –
Целые хоромы.
От кровати до ворот –
Очень длинный перелет.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чем моей вины,
Я меняю о на ы!»
Мышка в норке сидит,
У нее довольный вид.
– А теперь какое слово образовалось? (Мышка.)
Слайд 17
– Н. Егоров придумал такую скороговорку:
Вымыли мышки миски для мишки.
Слайд 19– Можно ли назвать картинку, нарисованную на самом верху, «Белочка»?
(Нет, в звуковой схеме только 5 клеточек, а в слове
«белочка» 7 звуков. Картинка называется «Белка».)
Слайд 20Транскрипция слова: [б’элка]
б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий
е — [э] — гласный,
ударный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
к — [к] —
согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Слайд 21– Прочитайте слова, изменяя буквы. (Белка, булка, булки, белки.)
Одна буква
может изменить смысл целого слова. При чтении надо быть очень
внимательным, чтобы с вами не произошла такая история.
Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья
Я прочла,
Что в клетке булочка жила!
А. Барто
Слайд 22– Какие буквы перепутала девочка? (Вместо буквы е девочка прочитала
у.)
– Сколько звуков при этом она произнесла неправильно? (Два первых
звука [б’], [э] она произнесла неправильно: [б], [у].)
Слайд 23Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова, которые отличаются одной буквой. В этих
словах над согласными буквами, которые обозначают мягкий согласный звук, поставьте
зеленые точки.
а) На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
б) Мама мыла Милу.
Мила мыла куклу Мишу.
в) Арина мала. Ирина мяла глину.
г) Иголкой Мила платье шила.
д) Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
е) Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.
ж) Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
Слайд 24Я в горах расту обычно,
Крепок
я, боюсь огня.
И комод, и шкаф отличный
Можно сделать из меня.
У
на А перемените,
И тогда, коль захотите,
Я с водой стоять могу.
С Ы пасусь я на лугу.
(Бук – бак – бык.)
Слайд 25С буквой Л в игре в футбол
Часто слышим слово…
С Д
уж в слове смысл не тот:
Мерой стало – просто…
(Гол
– год.)
Слайд 26С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я
нужна,
С С – для повара важна.
(Боль – моль –
роль – соль.)
Слайд 27По порядку счет веди,
Слова похожие найди!
Картинка – (корзинка),
петрушка–(игрушка), катушка – (ловушка), крючок – (пучок) , бутылка –
(копилка) , сестричка – (лисичка)